Пионер 1989-06, страница 18другому Там поди скажи учителю чтс не возрастом измеряете авто-рите' он тебе такое ответит1" Да действительно проблема иг проолем — как сохранит^ то ощуще ние братства что возникает на сборе—не только на три дня. но и на век- оставшуюся жизнь7 Я помню, как питался перекроить жизнь своей школы когда вернулся из «Орленка» в шестьдесят пятом году Мне казалось, что моих сбивчивых рассказов об «Орленке» будет вполне достаточно чтобы в школе произошла революция Что будем мы вот так же, как в «Орленке», собираться ежедневно и в теплом кругу друзей анализировать, что оыло хорошего что плохого Что командовать друг друго... мь, стане!» по очереди что песни будем петь в огромном кругу И постигло меня такое же разочарование, какое постигает каждого ктс пытается словами передать те удивительные ощущения какие испытал он на сборе или в каког--нибудь лагере актива живущем по коммунарским законам Ни-че-го-шеньки не выходит Смотоят на тебя окружающие как на идиота Броде ничего парень оыл а тут видать свихнулся, хочет чего-то непонятного и обижается — до слез! — что никто за ним не идет Очень это сстати болезненное чувство. ты ведь уже обнаружил в себе талчнт аги~атора философа и вдруг ,акое фиаско! На сборе все что ты -овориг, было понятно окружающим, и ты их отлично понимал, и теое не казалось нелепостью ночью переться к каким-то одиноким старушкам в заброшенную дерерню, чтобы наколоть им дрог И вовсе не потом" гы шел, что вооиражал себя Тимуром Бог с ним, с Тимуром тч вдруг действительно близко к сердцу принял тот факт, что старушкам некому нарубить дров и это тебя взво.г, новале Потому что если ты живешь по законам братству то ведь и этим старушкам, ты как бы родной ты — человек, они — люди и если им холодно ю зябко становится и тебе Но все это там, на сиоре было понятно а когда ты в школе рассказывал про ту звездную ночь, визг пиль! про то как снег хрустел под ногами когда вы пробирались к бабкиным сараям ай-яй-яй, какие странные взгляды были у одноклассников Раз расскажешь, два расскажпшь а потом и примолкнешь будешь хранить то коимунар-ское ощушениь глубоки в душе — как сказку сон который то ли был то ли не был Но если ты из породы сильных людей, ты говоришь себе нет подожди чтото тут не так, какая-то за гадка которую я должен разгадать И снова ты едешь на сбор и но только впитываешь зту странную жизнь но и учишься нестг ее людям. В общем: превращаешься в комиссара способного организовать свой собственный сбор А почувствовав вкус к этому делу, вдруг круто меняешь жизнь, забываешь, что когда-то мечтал стать электронщиком или юристом и поступаешь в педагогический 1/1 приходишь в школу учителем или вожатым и теперь уже во вссоружии полученных знаний пытаешься ответить на "от же проклятый вопрос, ну почему, почему никак не внедряется в ш.;олу его величество коммунар-ский сбор? Что-то видимо в самом: механизме школы заложено, что отторгает онё жизнь, устроенную по законам братства В школе ведь каждый сам за себя я должен хорошо учиться я поступлю в пуз. я стану специалистом И если я в школе проявлю чувстве солидарности и помогу например, товарищу написать контрольную или Ш11аргалку ему пере дам то ведь п поступаю вогреки школьным правилам Да школьная жизнь устроена по иным законам, чем коммуна Но если вы мне скажете, что вряд ли возможно чему нибудь научиться без поощрений наказаний, соперничества (а ничего этого у ком.мунаров нет) я лишь усмехнусь в ответ потому как своими глазами видел иную школу Мудрую школу соорэ где каких-чибудь три часа «погружения в историю давали больше чем целая учебная четверть когда .историк пытался заинтересовать тебя жизнью средневекового крестьянина на которого тебе ну аосолютней-шим образом наплевать! Ни оценок не нужно ни записей в дневниках, и те же мальчишки которые с тоской листали учебники вдруг начинали с зеселым блеском в глаза» копаться в книгах впвсе не предусмотренных школьной программой, и спорить и отстаивать свою точку зрения Может быть потому что эти средневековые крестьяне превращались для них в живых людей? Эх наступит ли гремя, когда вся алА* ВЩ |