Пионер 1990-07, страница 67лад Богаче ли мы становимся от того, что забываем? Странный оопрос, скажете вы. Конечно же, боднее. Верно, беднее. А ведь совсем недавно многие думали иначе. Сколько всего мы из-за этого утратили, думая, что потеря традиций и забвенио старого есть путь к новому, светлому и т.д.?! Взгляните кругом. Ну сколько можно видеть разрушение усадьбы, монастыри о руинах, церкви без куполов, оскверненные кладбища и выкорчеванные из земли памятники? Ведь это на каждом шагу. Можно ли так жить? Нет, нельзя! Надо спасать то, что завещано нам и так легко разбазарено. Мы хотим познакомить вас с человеком, которого вполне можно назвать хранителем народного богатства. Зовут его Владимир Робертович АНИЩЕНКОВ. Рассказ его о народных промыслах — крестьянских центрах, где изготавливались с незапамятных времен (да и теперь кое-где изготавливаются, правда, на утеху иностранным туристам) игрушки, посуда, ткани, утварь разная и много всяких других необходимых в быту вещей. И не простых, а расписных и самобытных. Первый рассказ о дымковской игрушке. ширь раздольного своего характера. А когда утомятся, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год. Словно радуга воцарится в доме. Расписные кони в яблоках, птицы-павы и жар-птицы, медведи могучие и львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то в полоску либо в клетку. Слеплены по всем скульптурным правилам, с какой стороны ни взгляни — красивы, глаз не оторвать. Откуда же пришли сюда эти красоты? А пришли они не из дальних стран, а из давних времен. Тысячи, тысячи лет хоронились в земле первые игрушки. Да и то сказать, игрушками-то они в нашем понимании и не были, а были это самодельные боги, олицетворенные силы неведомые, коим поклонялись и коих старались задобрить. Даже погремушки и те не были просто развлечением младенца, ими отгоняли духов злых. Тому же служили и свистульки. Славянские игрушки дожили до наших дней в курганах — высоких насыпных могильниках. Со времени Святой Руси лежат игрушки в землях киевских и псковских, новгородских и староладожских... В старину любая вещь, любой узор и даже цвет имели свой особый сокровенный смысл. Ничто не делали бессмысленно. И каждый новый мастер, мастерица передавали знание и умение сыну, дочери и далее внукам. Так создавалась традиция, что значит передача. Народное искусство на том стоит. Традиция — его основа, его душа. Но почему наши свистуньи и игрушки называются «дымковскими»? Стоял на реке Вятке город с таким же названием1, а в нем — Дымковская слобода, здесь и родились игрушки. С давних пор в холодных северных землях на реке Вятке встречали весну долгожданную веселым праздником «Свистунья». В честь древнего славянского бога Ярилы -весеннего света и тепла,- удалые были игрища. А в пору христианскую праздник пробуждения природы слился с праздником во Имя Творца неба и земли. К празднику сему лепили игру-шек-саистулек превеликое множество. Долгожданная весна много радости несла, и радости этой предчувствие в игрушке воплощалось. Словно цвет весенний ярка и красочна вятская игрушка. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса переливчатые, и призывные ребячьи песни зазвучат. «Весна, Весна Красная! Приди. Весна, с радостью, со великою милостью! — начинают в хороводах, а потом продолжают: - Благослови, мати, Весну закликати. Зиму провожати...» И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются. И пошла свистопляска! Веселятся от души во всю Главный редактор А. С. МОРОЗ. РЕДКОЛЛЕГИЯ: Т. А. ГАЙДАР. А. В.ДРУЯНОВА (редактор отдола внутренней жизни страны), В. К. ЖЕ-ЛЕЗНИКОВ, е. и. ИвАНОв, В. в. КОЖЕМЯКИН (редактор отдола литературы и искусства), В. П. КРАПИ8ИН, М. 8. МАТВЕЕВА (редактор отдела коммунистического воспитания), С. В. МИХАЛКОВ, В. И. ПОРУДО-МИНСКИЙ, е. л. РАЗУМНЕВИЧ, Е. в. СЕ-ЛЕЗНЕвА (ответственный оекротарь), Р. С. СЕФ. Л. Н. ТИМОФЕЕ8А, Ю. М. ЧИЧ-KOB. Ю. Ф. ЯРМЫШ. Й Главный художник И. Г. ПАНКОВ. Художяик И. В. КЛИМОВ. ------Щ ' Нынешнео название города — Киров. Окончание на IV обл. Сдано D набор 04.05 90. Подписано к почати 22.05.90. А 00298. Формат 60 x 84'/!. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. леч. п. 7.44. Уел, кр.-огт. 31,16. Учетно-иэд. л. 9,00. Тираж I 820 ООО экз. Заказ N? 2297. Цена 30 коп. Адоес для писем: 101459, ГСП, Москва, Бумажный проезд, 14, 11-й этаж. Телефон 212-14-17. Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В. И. Ленина издательства ЦК КПСС «Прайда». 125865. Москва, А-137. ГСП. ул. •■Прайды», 24. Вниманию взрослых авторов! Редакция рукописи не рецензирует, а только сообщает решение. Рукописи объемом свыше трех авторских листов (70 страниц машинописного текста) к рассмотрению мо принимаются. Рукописные материалы объемом до одного авторского листа (25 страниц машинописного текста), рисунки и фотографии не возвращаются. Жалобы на полиграфический брак, замечания по типографскому исполнению отдельных номеров журнала следует направлять по адресу тигки рафии. |