Пионер 1993-08-09, страница 16необходимо: опыт, мудрость, знания известных и неизвестных мастериц помогут каждому, кто мечтает научиться хорошо вышивать. Недавно мне подарили чудесную книгу «СЕРЕБРЯНЫЕ ПЯЛЬЦЫ». Вышла она в издательстве «Молодая гвардия». А авторы ее Наталья и Татьяна МАЙКОВЫ. Наталья и Татьяна не простые вышивальщицы, а художники: иллюстрируют журналы и детские книги. Так вот, сели они однажды друг против друга да и решили: «А не создать ли нам книгу про вышивание?» Тут я, дорогие читательницы, умолкаю и даю слово талантливым сестрам Майковым. Почитайте несколько отрывков из их книги, и, уверяю вас, ваши руки сами потянутся к игле, ниткам мулине и пяльцам. ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ «СЕРЕБРЯНЫЕ ПЯЛЬЦЫ» ЗАВЕТНЫЙ ВЕНЗЕЛЬ Еще на нашей памяти — в обозримом прошлом — принято было вышивать инициалы, вензеля и монограммы на белье, от простынь до носовых платочков. И украшение, и метка. Метили и ночные рубашки, и батистовые комбинации нежным цветом, часто белым по белому. Стоит ли вспоминать такую старину? Безусловно, стоит: вышивание — искусство старинное, традиционное. Тогда же вышивали по старинным рисункам. Кто-то сберег ветхие, пожелтевшие приложения к «Ниве», к иностранным дамским журналам со старой орфографией или готическим шрифтом, с изображениями дам в корсетах и девочек в кружевах. С этих листов снимали копии, с этих копий тоже, в свою очередь. Копии берегли, собирали, одалживали. Иные рукодельницы хранили целые папки рисунков. Как же иначе? Хороший рисунок для вышивания составить очень трудно, монограмму — просто невозможно: это дело специалиста. Ну вот вам понравился рисунок в книге. Вы берете кальку или тонкую писчую бумагу, протираете ее ваткой, чуть смоченной бензином или постным маслом, и получаете прозрачную бумагу, которая, увы, будет слегка пачкать, даже если ее прогладить между газетными листами. Так что калька лучше, особенно тонкая, блестящая,— «под тушь». Она станет еще прозрачней, если вы ее с одной стороны смажете постным маслом и насухо протрете мятой газетой. Рисуйте пером, тушью, чернилами или шариковой ручкой. Получится четкий рисунок, на тонкую светлую ткань его можно снять «на просвет». Для этого в перевернутую табуретку поставьте лампу, на ножки положите стекло — и у вас будет светокопировальный стол. На стекло — кальку с рисунком, на нее разглаженную ткань, в руку мягкий острый карандаш. Переводить через копирку все умеют, но вот что советуют люди опытные: ткань прогладить, расстелить на ровном, чтобы не было перекоса, кальку наложить и приколоть булавками, а копирку осторожно подсунуть (понятно, для темной ткани копирка нужна белая или желтая). Копирку берите старую или использованную, а то рисунок на ткани будет пачкать нитки. Не начи найте вышивать сразу, подождите полчаса, пока рисунок высохнет. Лучший инструмент для копирования — шариковая ручка без пасты. Прежде чем отколоть кальку, проверьте, все ли перевелось четко. Кальку больше двух, от силы трех раз не используешь. Сделайте заранее запасную копию — пригодится не вам, так другим. КАК МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНЬЕ... Цветы, бабочки — более привычные, более традиционные мотивы для вышивки, чем тигры, тельцы и собаки, не правда ли? Ими украшают одежду и дом просто потому, что они прекрасны, а не из чьих-то поверий. Но... древние греки считали бабочку символом души. Психею изображали с бабочкой. Может, они верили, что на время сна душа вселяется в бабочку... Один китайский мудрец рассказывал как-то: заснул я — и... 16 |