Техника - молодёжи 1934-05, страница 51Попасть к нему в мастерскую в Лондоне, в эту высшую школу механического мастерства, стало заветной мечтой Неамита. Но беда была в том, что Моделей не брал учеников, да и отец Джемса не мог платить большие деньги за ученичество. Но моокет быть удастся устроиться у Модслея, если ему показать свое умение работать? Несмит строит небольшую паровую машину. Начиная с чертежей, моделей, литья, паковок вплоть до окончательной отделки,— все было сделано им собственноручно. Изготовленные им несколько чертежей были образцам чертежного искусства, кстати оказать, еще мало в то время распространенного. В мае 1829 г. Джемс вместе с отцом отправляется в Лондон, захватив свои работы. Моделей принял Несмитов любезно, но взять Джемса в ученики категорически отказался. На другой день ему однако пришлось изменить свое решение. Джемсу удалось показать ему свои работы. В своей автобиографии Несмит описал эти решающие его жизнь минуты, пока длился осмотр. «Я в беспокойстве ждал в кабинете Модслея (модель и чертежи находились в другом помещении). Прошло двадцать долгих минут, наконец Моделей вошел в комнату и по его оживленному выражению лица я сразу увидал, что столь долго лелеянная мною цель достигнута. В теплых и откровенных словах он выразил мне свое удовлетворение моим умением и знаниями как механика и уА как чертежника-конструктора, а затем отворивши ■ ч дверь, ведущую из кабинета в его великолепную личную мастерскую, он сказал: «Вот где я хочу, чтобы вы работали рядом со мной как мой помощник. Из того, что я видел, я полагаю, что вам не нужно никакого ученичества». Два года, вплоть до самой смерти Модслея в 1831 г., правел Несмит у этого знаменитого англий-^'окого механика в упорной, непрерывной работе: с утра до шести часов вечера в его мастерской, а зачтем еще вечером на заводе Модслея. Тут Несмит сложился как инженер, строитель, изобретатель. Вот, что говорит сам Несмит об этой учебе: «Моделей сообщил мне бесконечное количество технических уловок, как он шутя их называл, которые впоследствии оказались мне крайне полезны... У Модслея всегда был неисчерпаемый запас едких словечек и замечаний, — результат его острого ума, тонкой наблюдательности, огромного опыта. Эти замечания послужили мне неоценимым руководством к тому, чтобы- «правильно мыслить» во всех вопросах, касающихся механических конструкций... «Имей прежде всего, — говорил Моделей, — ясное представление о том, чего ты желаешь добиться, тогда по всей вероятности ты и достигнешь успеха... Внимательно присмотрись к обрабатываемому материалу, освобождайся от каждого фунта его, без которого ты можешь обойтись. Всегда ставь себе вопрос, для чего он тут нужен. Избегай всяких усложнений, делай все возможно проще». Простота — вот что было руководящим лозунгом Модслея во всяком техническом усовершенствовании, и он всегда достигал поставленной себе цели при помощи самых простых средств». На заводе Модслея, где строились главным образам паровые машины, и в его личной мастерской Несмит ознакомился с новыми принципами и приемами обработки металла и оборки. Пригонка по математически точным плоскостям, измерительная машина с микрометрическим винтом, калибры, строгая система винтовых нарезов — все это сейчас составляет азбуку слесарного и монтажного дела, но тогда это было гениальной новинкой. Верность глаза, которая ведь всегда относительна, не у всех и не всегда одинакова, которая легко может изменить, вовлечь в ошибку, верность глаза была тут заменена точным приборам. Но главное, что увидел и с чем ознакомился у Модслея Несмит, — это машинная обработка металла (правда, в начальных еще ее стадиях), замена руки рабочего механизмом. В станках Модслея режущий инструмент удерживался и передвигался в нужном направлении не рукой рабочего, а при помощи механизма — супорта. Широкое применение супорта, 'или скользящей опоры, как его тогда называли, составляло огромную заслугу Модслея, оно собственно и сделало возможным современное машиностроение. И Несмит как строитель мвшин-орудий пошел дальше по этому пути. Он горячо боролся за механические приемы обработки металла против мастеров, отстаивавших старое и в 'своем роде удивительное искусство точной обтачки 'металлических изделий от-руки. Одним из первых изобретений Не-смита, сделанных им у Модслея, было как раз новое применение супорта — это станок для обработки граней гаек. После работы у Модслея дзадцати трех лет Несмит начинает свое собственное дело. Вернувшись в Эдинбург, он устраивает на задворках чугунолитейного завода одного да своих приятелей маленькую временную мастерскую и сам изготовляет весь инвентарь для будущей механической мастерской. Прежде всего он сделал большой токарный станок — точная копия модслеевского (отливки были сделаны еще в Эскизы парового молота—набросок Джемса Несмита |