Техника - молодёжи 1935-10, страница 82„Головой вниз" Следующий аттракцион — «вниз головой» — основан на зрительно-кинематографическом эффекте. Внутри помещение представляет обычную комнату со скромной обстановкой: стол, настольная электрическая лампа, занавески на окнах и т. д. Сквозь две противоположный стены комнаты прохо- удпр: дит металлическая ось, опираю- вальт щаяся на две. прочные опоры, рас- та"т"' комната не имеет фундамента, то лога, при помощи системы рычагов ее можно вращать вокруг оси в обо- в их направлениях. Внутри i легчает ему дьижение вдоль стенок и даже дает возможность •в верхней части стенок не держаться руками за перила. С уменьшением скорости вращения здания уменьшается центробежная сила инерции Р, а вместе с этим изменяет свою величину и направление силы R, Теперь сила li приближается к вертикали, игроку становится труднее держаться в заня- спускается вниз. вдоль этой .оси укреплена на шарнирах скамейка, опирающаяся на указанные опоры. Такое расположение предметов дает возможность наблюдателю сидеть на скамейке внутри комнаты, в то время, когда самая комната со всей своей незамысловатой обстановкой будет вращаться вокруг наблюдателя. Обычно посетитель еще до начала «сеанса» хорошо осведомлен о том, что ему предстоит спокойно сидеть на неподвижной скамейке, а футляр-комната будет вращаться вокруг него. Тем не менее он неизбежно впадает в заблуждение — ему кажется, что он сам вращается, что вот-вот сорвется скамейка и полетит вниз. Эффект построен на том, что если между покоящимся наблюдателем и движущимся телом или, наоборот, мелсду движущимся наблюдателем и покоящимся телом нет предметов, от которых наблюдатель может ве сти отсчет длины, то- судить о том, кто по отношению к кому движется — трудно. Ряд аттракционов Центрального парка культуры и отдыха представляет собой ценные физические приборы. По сравнению с этими приборами аттракцион имеет то преимущество, что заставляет зрителя быть активным, вызывает у него- резкое ощущение и тем самым способствует твердому запоминанию наблюдаемого явления. М. ГРАБОВСКёЗЙ |