Техника - молодёжи 1935-10, страница 80Ф и з к и га развлечений Слово «аттракцион» пришло к нам из французского языка и в переводе на русский язык означает «притяжение». Аттракцион — это увеселительный номер, который привлекает к себе публику. В применении к аттракционам Центрального парка Культуры и отдыха им. Горького значение этого слова целиком оправдывается. Сколько гуляющих стоит около парашютной вышки, сколько смеха, шуток услышишь в павильоне «колесо смеха» и т. д. Но кроме здорового веселья, в некоторых аттракционах заложено еще одно свойство — это их учебно-наглядный характер. В самом деле, целый ряд аттрак-цйонов: «таинственный параболоид», «толкание ядра», «комната смеха» и т. д. являются великолепной иллюстрацией к тому или иному физическому закону. В настоящей статье мы рассмотрим неко-.торые из аттракционов с точки зрения физических явлений, лежащих в основе эффекта. Начнем с так называемого «моста препятствий». Сначала обратим внимание на «бочку»,, наиболее сложное из всех препятствий. «Бочка» представляет собой большой полый цилиндр без дна крышки, расположенный горнзон тально. Несколькими электр.омото рами, находящимися под платфор мой, «бочка» приводится во .вра щательное движение. Эффект ат тракциона заключается в том, бы войти в движущийся цилиндр с одной стороны, сделать несколько шагов по его стенкам навстречу вращению и выйти с другой. Без навыка: это довольно. трудно проделать. При равномерном враща- т препятствий. Бег внутр] 78 тельном движении точки поверхности цилиндра обладают определенной скоростью. Всякий предмет, попавший на поверхность вращающегося цилиндра, будет увлекаться вместе с движущейся поверхностью. В таком же положении окажутся и наши ноги, когда мы войдем внутрь вращающейся бочки. И для того чтобы наше тело "сохранило вертикальное положение, мы должны' двигаться в сторону, обратную вращению, с такой же скоростью, с какой вращается цилиндр. Инстинкт самосохранения подскажет нам, как подобрать нужную скорость, чтобы сохранить равновесие. Мы имеем дело с сложением скоростей, направленных в разные стороны, благодаря чему наше тело почти не участвует во вращательном движении цилиндра. Но так как нам надо пройти цилиндр вдоль, чтобы выйти из него через противоположное отверстие, наши ноги должны, кроме того, •раз'вивать некоторую скорость в направлении оси цилиндра. При согласованном движении в обоих направлениях эго препятствие удается преодолеть. Аналогичное явление можно наблюдать на площадке массовых аттракционов. На массивную бочку взобрался молодой человек и движением своих ног привел её в движение. Бочка с большой скоростью катится по площадке аттракционов, : а «бегун» с исключительной ловкостью бежит по вращающейся поверхности бочки. Но двинемся дальше, войдем в помещение под вывеской «коле- В центральной части комнаты на уровне пола установлен вращающийся диск диаметром 5—6 метрОв. Диск приводится в движение электромотором. Число его оборотов легко регулируется реостатами. Самый диск и пол вокруг него обиты гладким линолеумом. Все это пространство оцеплено предохранительным барьером, обитым с внутренней стороны войлоком. Станем у барьера роны и проследим за ходом игры. Любители «сильных ощущений» не замедлят себя ждать. Веселой компанией рассаживаются они на ковриках в центральной Части диска. Более опытные стараются занять место возможно ближе к центру и придать своему телу наиболее устойчивое положение: ноги раздвигают, а руки ставят возможно шире. Когда игроки заняли места, диск начинает медленно вращаться. При ?том возникают одновременно центростремительная и центробежная силы инерции. Из них последняя будет стремиться отбросить игрока от центра на периферию круга, а сила трения будет, наоборот, удерживать его на месте. При малых скоростях центров! ла инерции меньше силы трения которую игроки еще умышленн увеличили, придав своему телу можно более устойчивое ние. Поэтому вначале вращения иг роки остаются на занятых Но с каждой секундой чис ротов диска увеличивается, растающая все время центробеж ная сила инерции начинает по степенно преодолевать силу трения Игрок сначала медленно съезжает от центра к краю диска, но даль ше он уже не может удержаться на диске, так как центробежная сила с увеличением числа оборотов диска и расстояния между игроком и центром вращения быстро. возрастает, и игрок оказывается отброшенным к барьеру. Этот момент и вызывает у наблюдателей взрывы хохота, так кап в результате броска участники игры оказываются в самых неожиданных комических позах. Однако если игрок сядет в центр диска так, чтобы туловище его оказалось по' одну сторону оси вращения, а ноги — по другую, то явление несколько изменится. Теперь возникнут две центробежные силы инерции, соответствующие, левой и правой части тела игрока! Так как центробежная сила зави. сит от трех факторов: те—масса, W — угловая скорость и R — рас-!Жду телом и центром
|