Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 123Проф. Д. Ф.'ФРИДМАН Архитектура — это искусство весьма сложное и многогранное. Архитектор в своей творческой работе должен разрешить одновременно три основные задачи. Во-первых, он должен разрешить строительно-техническую задачу; это значит строить дешево, прочно, быстро и хорошо. Затем он должен предусмотреть, чтобы проектируемое строительство вполне отвечало своему производ-'ственному Или бытовому назначению, т. е. он должен предусмотреть все удобства жизни или работы человека; это будут вопросы освещения, проветривания, связи отдельных помещений и т. д. Наконец, он должен позаботиться о художественном оформлении здания, так, чтобы воздействовать в нужном направлении на чувства человека, т. е. вызвать чувство радости или горя, мощи или слабости, движения или покоя, энтузиазма, пафоса, реальности или мистики и т. д. Архитектура старого мира создала очень много ценных памятников. Это творчество обычно совпадало с расцветом экономики и культуры данной эпохи. Греция создала замечательные архи-. тектурные творения — Акрополь, Парфенон, эти мощные по своему замыслу и гениальные по простоте своих форм постройки. Точно так же Рим создал свой стиль на новой технической базе, применяя арку, свод, купол, чего не знала Греция. В эпоху своего наивысшего расцвета Рим построил многочисленные ценные памятники архитектуры, которые, служат нам и поныне образцами, — это Пантеон, Колизей, театры и т. д. Все основные задачи, стоящие перед архитекту-: 98 рой, наиболее гармонично разрешены были в этих памятниках. Именно поэтому они носят название «классических». Особый интерес представляют собой архитектурные памятники с их художественной стороны, воздействующей сильнейшим образом на психику и чувства человека. Вспомним, например, средневековые религиозные храмы готической архитектуры, с их полумраком высоких сводов, с их стрельчатыми арками, узкими разноцветными окнами, сквозь которые проникал фантастический свет. Еще вопрос, что больше действовало на чувства людей, на формирование их религиозного ощущения, на подавление воли и всякого сознания — священник ли, читающий проповедь, или мрачная и давящая архитектура готических храмов! Я Думаю, что архитектура готических храмов значительно больше влияла и действовала на зрителя,, чем проповедь. Такова сила воздействия архитектурной формы на человека. Это один из видов использования старым миром архитектурного искусства. Но времена меняются. Один общественный класс сменяется другим. Во главе государства становится пролетариат. Он строит новое социалистическое общество, создавая новые формы быта. Гигантски растут техника и общие богатства страны. Разумеется, что все это находит свое отражение в нашей сегодняшней архитектуре. Мы должны отразить в архитектуре, наш новый складывающийся быт. Мы дблжны закрепить в материальных формах наши новые чувства ;восторга и радости перед торжеством социализма |