Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 21

Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 21

Прекрасные качества! И как обидно, что кое-ка;;ие «передовые» комсомольцы числили Концедалова в «пассивных» членах организации.

Быть может тот самый секретарь шахткома комсомола, с которым мне пришлось беседовать о Концедалове, твердо уверовал, что парню предстоит кропотливая жизненная эволюция: пройдут года, и он мало-по-малу должен обтесаться, а пока ... пусть себе живет Митя Концедалов как знает—комсомолу от него мало пользы.

Ну, а как он жил? Кто окружал молодого парня. — Мать его, пожилая, небалованная жизнью женщина, была, неграмотна, -младший брат, работающий на шахте коногоном — неграмотный, молодая жена — неграмотная, да вдобавок религиозная. Сам глава семейства — Митя, снискавший славу отличного забойщика, опытом постигший .технику зарубки и, будучи неграмотным, сдавший на отлично технический экзамен. Рубал уголь он мастерски', работал так, что-нередко опал в уступе: норму давно выполнил, а рабочий день еще впереди. Еще рубать уголь нет охоты, вот и спит отличный забойщик Митя Концедалов. После работы — домой. А когда наступает вечер в поселке «Центральное Ирмино», расположенном в четырех километрах от небольшого городка Кадиевка,—куда пойти, что делать?

Итти в клуб или читальню—не к чему: неграмотный он. В кино? Но он с грехом пополам разбирается в содержании картины, — не тянет туда. В' комсомоле не замечают его. Что делать? Митя 'пьет. Он. признавался нам, что 45 рублей из его заработка уходили на водку. Митя озорничает, подрался в забое, ругается и снова пьет. Про него пошла дурная слава: «хулиганистый парень»... Но немногие обратили внимание на одну черточку в характере этого «хулигана». Он действительно побил смертным боем одного своего товарища по работе. Побил не озорства ради, а за то, что на собраниях молодежи краснобай-шахтер хвастал, что он лучше Концедалова работает, что он первый в районе забойщик. На деле же этот человек мешал Мите работать, рубал угля меньше, чем Концедалов. Митя краснел от стыда, слуша^ хвастливые речи этого парня, и однажды, не сдержавшись, «отвел душу», — избил обидчика ...

Превращение произошло необычайно быстро. Оно было вызвано теплым й чутким отношением человека к человеку. Новый секретарь шахткома комсомола т. Бирюков обратил внимание на Концедалова. Бирюков узнает, что Митя не раз приходил в комсомол просить помощи, не раз просил, чтобы помогли ему учиться, и что просьбы оставались без ответа. Учить не учили, нагрузки не давали — отмахивались от него или отделывались обещаниями. Далеко отошел Митя от комсомола: по году не платил членских -взносов и вовсе перестал посещать собрания.

Бирюков посылает Митю в ликбез, поручает' ему работу военорга и ставит его отчеты на собраниях. Секретарь таскает Митю в клуб, где он показывает себя первым весельчаком. Очень скоро Концедалов перестает пить.

Август месяц был временем тяжелого прорыва на шахте «Центральное Ирмино». Лучшие люди шахты строили -планы и ломали -голову над вопросом, как покончить с традиционным отставанием в угледобыче . ..

В эти дни беспартийный молодой шахтер Алексей Стаханов дал слово комсомольскому собранию — установить рекорд по вырубке угля и этим Ознаменовать интернациональный праздник молодежи. Комсомольцы приветствовали заявление Стаханова, но никто еще не представлял себе, что это слово так скоро будет подкреплено делом. Ни у кого и в мыслях не было, что работа Стаханова вызовет революцию не только в технике угледобычи, но и в сознании людей.

Когда Стаханов вырубил 102 тонны вместо 8-ми обычных, — поселок заволновался. Отнюдь, не только недоброжелатели пустили слух, что это обман; нужно придумать «чудо», вот и выдумали рекорд Стаханова. Действительно, трудно было поверить, что один человек может вырубить за смену сто с лишним тонн угля. Но вскоре Мирон Дюканов увеличил на три тонны рекорд Стаханова. Шахтеры плюнули на слухи о «чуде» и стали спрашивать, как же работают эти люди. Тогда враг и обыватель распространили новый слух. Из дома в дом передаются соображения «авторитетных людей»: Стаханов и Дюканов долго не проживут — их, дескать, скоро на носилках вынесут. Стаханов и Дюканов получили даже несколько анонимных писем, в которых некие «сердобольные люди» пророчествовали близкую смерть, если они впредь будут так работать...

Забежим несколько вперед и скажем, что слухи разом прекратились, с вместе с анонимками, как , только Митя Концедалов однажды вылез из шахты.

&Z 15