Техника - молодёжи 1936-10, страница 39

Техника - молодёжи 1936-10, страница 39

Вы видите галку в момент поглощения добычи. Расправленные крылья и вытянутый хвост служат' ей для баланса. Движения тут очень мелки и быстры: Несмотря на спокойное положение тела, кончики крыльев получились несколько смазанными, хотя выдержка была '/woo секунды.

Гибкость управления обусловлена тонким строением крыльев птицы. При подходе к гнезду баланс производится всеми „плоскостями". Затем, несмотря на всю свою сложность, оперение ловко складывается (см. снимок справа).

Парашютиро-

большой практике у пернатых. На снимке справа показана парашютная посадка на гнездо, обычная для аистов.

никаких усилий. Альбатрос и буревестник успешно парят над самой поверхностью моря. Морские волны в своем поступательном движении гонят перед собой небольшие волны воздуха. На них-то птицы и опираются. Они парят, таким образом, пользуясь не термическими потоками, а «воздушной волной».

Вот почему при большой волне буревестники появляются далеко в открытом море. Только при наличии волн они и могут вообще парить. А в штиль им приходится летать совсем другим способом, изрядно махать крыльями и держаться вблизи берега.

Почти все птицы во время полета меняют площадь крыльев в такой степени, о которой современные авиоконструкторы могут только мечтать. Это — одно из ценных свойств, не использованных еще авиацией. В суставах крыла альбатроса существуют специальные «защелки», которые позволяют ему почта без всякого напряжения держать свои крылья широко распрямленными.

Недавно было заимствовано у птиц «убирающееся шасси»: все птицы прижимают ноги к телу во время полета. Птицы же с длинными ногами—цапли, аисты и другие — вытягивают их далеко назад по оси тела, тем самым увеличивая свою продольную устойчивость.

При взлете ноги птицы играют разную роль. Гагара, например, взлетает только с воды. Ее мощные крылья могли бы опрокинуть ее вперед (капотировать) еще до отрыва от поверхности, поэтому она выставляет далеко вперед свои широко распяленные перепончатые лапы, противясь опрокидыванию.

Лебеди и бакланы иначе используют ноги-плавники при взлете: они как бы бегут по воде, несколько раз отталкиваясь ногами от поверхности.

Хвост птицы далеко не всегда служит только рулем. В распущенном виде он часто играет роль добавочной несущей плоскости или—при посадке — воздушного тормоза, позволяющего птице опускаться точно в намеченное место.

Интересно, что сердце птицы всегда находится в центре тяжести ее тела. Поэтому при всяких переворотах птицы оно относительно неподвижно и имеет при этом нулевую центробежную силу, что очень важно для легкого достижения равновесия всей системы.

Уже по этим немногим сведениям из числа полученных за последнее время можно видеть, что дальнейшее изучение техники полета птиц при помощи фото- и киносъемки приведет к новым усовершенствованиям! самолетов и планеров и, 1 таким образом, ускорит полное освоение людьми воздушной стихии.

Голуби применяют взлет почти вертикальный или во всяком случае наиболее крутой из всех встречающихся у птиц их размера.' Сфотографировать этот их своеобразный .геликоптерный" взлет очень трудно. Для взлета птица располагает здесь свое тело почти отвесно и быстро машет крыльями взад и вперед, меняя .угол атаки" крыльев на обратный. Именно благодаря возможности маневрировать почти в отвесном направлении взлета голуби и ужились на дворах больших городов.