Техника - молодёжи 1938-11, страница 44«У нее нет ни языка, ни. губ, ни горла, ни голосовых связок. Это мертвая, лишенная жизни и звуков масса. И все же она подражает твоим звукам, говорит твоим голосом, воспроизводит твои слова, и спустя столетия после твоей смерти она способна будет перед одним из твоих потомков передать каждое твое беглое слово, каждую твою беглую мысль, каждую любимую идею, которую ты доверил ей». Так. сказал Эдисон, услышав лепетание фонографа, который впервые воспроизвел его голос механическим путем. Открытие Эдисона обогатило человечество новыми способами записи звука. Люди научились запечатлевать звук на проволоке особого магнитного сплава, целлулоиде, граммофонных пластинках и светочувствительной кинопленке. Наконец пришла очередь бумаги. До сих пор на ней мы видели только буквы и штрихи рисунков. Ныне бумага заговорила. В небольшом раскрытом ящике, похожем на патефон, находится лентопротяжный механизм и радиоустройство. С одного валика на другой перематывается белая бумажная лента, испещренная черным зубчатым' узором, Узкая полоска света падает на узор, рождая ровный, сочный, свободный от хрипа, шипения и всяческих искажений звук. Это говорит бумага. Наше ухо слышит грохот пушечной канонады, но слышит и звуки, которые в миллион раз слабее человеческого голоса. Черный зубчатый узор на бумаге—фонограмма— вмещает всю разнообразнейшую гамму звуков, различаемых человеческим ухом. По длине зубцов можно судить о силе звука, а по частоте — определить, низкого или высокого тона этот звук. Зубчатый узор является оптической записью звука, нанесенной на бумагу. Как же производится такая запись? До последнего времени это делалось так. Звуковые волны при помощи специальной аппаратуры преобразовывались в колебания пучка света, который и запечатлевался на движущейся светочувствительной пленке. Пленка эта по окончании записи обрабатывалась химическим путем, проявлялась, и получался негатив. Негатив копировался на такой же светочувствительной пленке; и получался позитив. Для воспроизведения звука движущаяся фонограмма просвечивалась ровным светом через щель, причем ширина щели больше самых длинных зубцов фонограммы. Таким образом, каждый зубец, в зависимости от своей величины, пропускал то или иное количество света, Б. ЛЯХОВСКИЙ Игла очень быстро разрушает поверхность патефонной пластинки и приводит звукозапись в негодность. Такие механические повреждения претерпевает и кинопленка. А говорящая бумага может воспроизводить записанный на ней звук 10 тыс. раз. Есть еще одно громадное преимущество говорящей бумаги— это исключительная дешевизна ее производства. Для печатания фонограмм употребляется обыкновенная меловая бумага таких же размеров, как^раз-вернутая газета «Правда». На одном листе печатаются 20 параллельных полос звукозаписи. После печати лист разрезают, получается 20 лент, каждая длиной 80 см. Ленты нумеруют, склеивают и свертывают в рулон. По внешнему виду он нисколько не отличается от чековых рулонов, какие кассирши в магазинах закладывают в кассы. Если поставить этот рулон в лентопротяжный аппарат, приспособленный для работы на отражение звука, и присоединить аппарат к городской осветительной сети, то бумага за-, говорит полным голосом. Звук, будет мягкий, сочный, без раздражающего хрипа. В этом году Экспериментальная лаборатория говорящей бумаги треста «Полиграфкнига» должна изготовить сто таких аппаратов. Стоимость каждого из них равна при-близительно 600 руб. Но в 1939 г., когда аппараты будут изготовляться не в лаборатории, а на заводах; стоимость их, конечно, значительно снизится. ...Свернутые рулоны говорящей бумаги лежат на столе. Их пока немного — всего несколько десятков. Но это лишь начало. Тиражи книг и газет, издаваемых в Советском Союзе, поражают весь мир. К этим печатным изданиям скоро прибавятся говорящие книги, журналы, газеты. По говорящим учебникам люди будут изучать иностранные. языки, В далеком Яренске заочник услышит живую речь московского лектора-профессора, получит возможность слушать в любое время: любое художественное произведение. Трудно перечислить все перспективы, какие открывает говорящая бумага. Но одно можно сказать твердо — в дальнейшем j культурном росте нашей страны | изобретение Скворцова сыграет | громадную роль. которое в свою очередь преобразовывалось в звук. : Однако стоимость химической обработки прозрачной светочувствительной кинопленки очень высока. Звуковоспроизводящая аппаратура также очень дорога и громоздка. Все это ограничило распространение оптического способа записи и воспроизведения звука. Недавно скончавшийся советский изобретатель Скворцов внес в этот способ такие изменения, которые сравняют звукозапись с книгой, журналом, газетой. Свои опыты Скворцов начал с 'I ого, что сконструировал аппарат, дающий звук не при просвечивании фонограммы, а при ее отражении. Так отпала необходимость печатать фонограмму на прозрачной кинопленке. Звук стали копировать на фотобумаге, что значительно удешевило стоимость копии. Однако это не удовлетворило изобретателя. Он предложил печатать фонограммы на обыкновенной бумаге типографским или литографским способом. Это дало возможность печатать звуковые фонограммы в миллионах экземпляров, так же как печатаются газеты и книги. Способ Скворцова имеет большие преимущества перед всеми другими способами звукозаписи. Однажды. перенесенная на литографский камень фонограмма может быть воспроизведена в любом количестве оттисков. Качество звучания бумаги очень хорошее. Оно свободно от характерного шипа, присущего патефонной пластинке, а также и от различного рода Посторонних шумов, возникающих при просвечивании кинопленки. Если поставить рулон говорящей бумаги в лентопротяжный аппарат, приспособленный для работы на отражение звука, и присоединить аппарат к городской осветительной сети, то бумага заговорит пол- |