Техника - молодёжи 1939-01, страница 10ил П. ВОЛКОВ-ЛАНИТ В 1933 г. были впервые перезаписаны с граммофонной пластинки на кинопленку для документального фильма «Три песни о Ленине» две речи Владимира Ильича. С 1934 г. специальная группа лаборатории московской фабрики звукозаписи Грампласттреста начала более углубленные работы по реставрации ленинских пластинок. Первым техническим заданием ее была перепись речи Ленина «Обращение к Красной армии». Перепись велась с матрицы так называемого второ-го оригинала. Как в основном велась эта перепись г1 Матрицы проигрывали деревянной иголкой (чтобы не испортить). Звуковые колебания поступали через усилитель и репродуктор к микрофону. После микрофона и вторичного усиления звуковые колебания снова записывались на воск. Уже самая первая восковая запись превзошла оригинал: стало возможным разбирать слова, которые раньше совсем небыли слышны. Молодым советским звукотехникам уже через 3 месяца удалось получить несколько вариантов улучшенной записи. Пробные записи показали полную техни-I ческую целесообразность реставрации ' этих исторических звуковых документов. Первый этап экспериментальной работы сводился главным образом к устранению посторонних шумов на пластинке и к усилению звучания. Там, где было возможно, восстанавливались плохо записанные обертоны (призвуки). Специальным адаптером (звукоснимателем) устранялись все частотные иска- Весь этот сложный процесс потребовал особо усовершенствованной контрольной и усилительной аппаратуры. К В результате трехлетней работы по улучшению записей мы теперь можем услышать голос Ленина, звучащий громко и разборчиво. * В 1937 г. наиболее удачно переписанные пластинки были выпущены в продажу. В массовых тиражах вышли пластинки таких названий: «О погромной травле евреев», «Памяти председателя ВЦИК тов. Я. М. Свердлова», «О крестьянах-середняках» и «Что такое Советская власть». Но передают ли переписанные пластинки голос Ленина в точности похожим? Нет, еще не передают. Ведь то, что не записано на пластинку, нельзя и переписать. Из-за плохой техники в свое время не удалось записать как раз те самые звуковые частоты, которые передавали характерный тембр голоса Ленина. В матричных ори-л - ШЦ»лах. например, отсутствуют некоторые высокочастотные r^jbiacHhie (в частности, некоторые шипящие и взрывные зву- * ки). А они и определяют индивидуальную, слегка грасирую-\ щую дикцию Ильича. Значит ли это, что нам никогда не удастся создать в полной мере образ ленинского голоса? Нет, совсем не значит. Следующий, более ответственный этап улучшения записи голоса именно и заключается в том, чтобы «оживить» голос. Запись должна звучать не только громко и разборчиво, но и приближаться к тембру и ритму ленинской речи, показать все ее индивидуальное своеобразие. Когда 4 года назад встал вопрос об улучшении этих записей, в Грампласттрест поступило несколько проектов советских и иностранных специалистов. Мы не будем подробно останавливаться на каждом из этих проектов, скажем только о наиболее интересных современных методах реставрации. Граммофонную запись речи Ленина особым способом фотографируют, переводят на бумагу, ретушируют и снова пе-реписывают на грампластинку. У Это дает обновленную, «омоложенную» фонограмму, которая воспроизводит живую ленинскую речь. Как мы знаем, фотографировать звук и переносить его на бумажную ленту помогают очень точные и «умные» приборы — катодные осциллографы и адаптеры. Сфотографированное на бумаге «изображение» речевой записи можно исправить от всех искажений оптических, ме ханических и электрических. Исправленную таким способом запись можно снова сфотографировать, переписать на кинопленку или пластинку и проверить на звучание. Так постепенно, шаг за шагом производится «ремонт» старых фонограмм. Когда-то ограниченный диапазон звуковых частот теперь уже искусственно расширен. Восстановлены пропавшие слоги, усилены ударения на отдельных словах в тех случаях, когда это требует смысл фразы, и т. д. Для полного «омоложения» граммофонных записей речей Ленина должны быть привлечены на помощь все, близко знавшие Ильича, а также акустики, филологи и лингвисты. Все они нужны для фонетического исследования записей. Особенно большую помощь в этом отношении могут оказать ближайшие соратники Ильича. Они могут рассказать об отличительных особенностях его произношения, ораторской манере и т. д. Некоторые акустики считают, что если бы представилась возможность изучить акустическую аппаратуру, на которой когда-то производились записи ленинских речей, то можно было бы математически вычислить вероятную частотную характеристику каждой записи. Это несомненно значительно облегчило бы составление новых фонограмм. Все эти проекты и предложения могут быть вполне осуществлены теперь, когда вступает в строй оборудованный по последнему слову техники Московский дом звукозаписи. Удачно восстановив все ленинские записи, советские инженеры звука смогут приступить к еще более заманчивой работе—к составлению так называемого «звукового паспорта» ленинского голоса. «Звуковой паспорт», или «звуковая азбука», графически изображает все неповторимые индивидуальные особенности и свойства человеческого голоса./ «Звуковой паспорт» ленинского голоса позволит изготовить фонограмму на тексты его речей, несмотря на то, что ори-гиналов их звуковой записи не существует. Иными словами, мы услышим на пластинке речь Ленина, которая им когда-то произносилась или писалась, но не была записана на воск. Так можно записать на граммофонную пластинку все статьи Ленина, произнесенные его же голосом. Так можно записать статьи Ленина на всех языках народов нашей страны. Можно не сомневаться, что проблема улучшения ленинских пластинок будет с честью решена советской техникой. Наши звукотехники успешно создадут образ ленинского голоса, подобно тому, как советские артисты в театре и кино создали зрительный образ этого величайшего человека нашей эпохи. 9 |