Техника - молодёжи 1941-02, страница 46

Техника - молодёжи 1941-02, страница 46

непосредственно над очагом землетрясения, который обычно залегает на некоторой глубине.

Как октябрьское, так и ноябрьское землетрясения отличались чрезвычайно характерной для них особенностью—огромной областью распространения.

Октябрьское землетрясение совершенно явственно ощущалось в ряде районов Москвы, удаленной от его эпицентра на 1245 километров. В верхних этажах московских зданий наблюдалось колебание люстр, растений с высоким стеблем, колыхание жидкости во флаконах и аквариумах. Люди, сидевшие за столом или лежавшие, ощущали плавные колебания наподобие качки. Сейсмологи оценивают силу этого землетрясения в Москве в 2 балла (по двенадцатибалльной системе).

Ноябрьское землетрясение ощущалось уже повсеместно в Москве и ее окрестностях и притом со значительно большей силой. Расстояние до эпицентра в этом случае составляло 1320 километров. Первая сейсмическая волна достигла Москвы ночью, в 4 часа 41 минуту 59 секунд пО московскому времени. Многие граждане проснулись от толчков. Висячие предметы раскачивались. В квартирах останавливались маятники стенных часов. Слышался звон посуды, составленной рядом. Колыхалась и даже выплескивалась жидкость из сосудов. В ряде домов появились трещины в штукатурке на стенах и потолках. Судя по этим признакам, сила толчков в Москве достигала 4 баллов.

Имеются вполне достоверные свидетельства того, что это землетрясение ощущалось и в Ленинграде (удаленном от эпицентра примерно на 1600 километров). По нашим вычислениям, средний радиус зоны распространения этого землетрясения составил 1800—2000 километров.

Эта дальность действия характерна вообще для многих карпатских землетрясений, случавшихся и ранее. В частности, так обстояло дело во время известного карпатского землетрясения 1802 года, отголоски которого тоже дошли до Москвы и даже до Петербурга.

История знает немало землетрясе-

■Набережная в Мессине после землетрясения 1908 года. Берег моря опустился, и мостовая оказалась под водой.

Профессор П. НИКИФОРОВ, член-корреспондент Академии наук СССР

Сейсмограф системы академика Б. Б. Голицына, фиксирующий горизонтальные колебания почвы, вызываемые землетрясениями. Заголовок статьи написан на фоне сейсмограммы.

В ночь на 10 ноября 1940 года ббльшая часть Румынии была охвачена катастрофическим землетрясением. Оно сопровождалось большим числом человеческих жертв, разрушением городов и селений, выходом из строя многих промышленных предприятий.

В столице Румынии Бухаресте четвертая часть зданий была совершенно разрушена. Кроме того, по крайней мере еще такое же количество зданий получило настолько серьезные повреждения, что эти здания лишь с большим трудом могут быть приведены в годное для эксплоатации состояние. Только десять процентов домов остались не затронутыми землетрясением.

Особенно тяжелыми были последствия землетрясения в местностях, находящихся к северу и северо-во

стоку от Бухареста, — в Карпатских горах. Так, в городе Плоешти не осталось ни одного целого здания. Города Перчиу и Бырлат были разрушены до основания, так же как и многочисленные села, в особенности расположенные по долине реки Прахова.

Сильные повреждения были причинены нефтеперегонным заводам. Частично пострадали и нефтепроводы. Местами возникли большие пожары.

Так как землетрясение произошло ночью, в 2 часа 40 минут по местному времени, то подавляющее большинство населения было застигнуто катастрофой во время сна. Поэтому количество человеческих жертв было очень велико. Сотни тысяч людей остались без крова.

Последствия этого землетрясения отягчились еще тем, что незадолго до того Румыния уже пережила хотя и менее сильное, но также катастрофическое землетрясение, разразившееся 22 октября.

Эпицентры обоих землетрясений находились в Карпатах, примерно в 100 километрах друг от друга. Эпицентром называется место на поверхности земли, расположенное

44