Техника - молодёжи 1944-07-08, страница 21дий. Задача казалась очень л рос той. Если алмаз способен превращаться в графит, то почему же не наоборот? Жизнь сыграла злую шутку с одним ш любителей делать открытия, не слишком утруждая свои мысли. *—Я умею делать алмаз! Так сказал некий предприимчивый молодой человек одному лондонскому банкиру. — Я их делаю из дешевого графита, которым начиняют копеечный, карандаш! Вот! — И молодой человек выложил на стол несколько небольших алмазов. Это очень удивило и заинтересовало банкира. А, молодой человек любезно согласился продать ему патент за 100 тысяч фунтов стерлингов. На следующий день банкир поехал в лабораторию талантливого молодого человека — проверить патент и оформить сделку. Приподняв крышку одной из печей, банкир увидел — в полном соответствии с патентом— греющийся графит. Из другой печи молодой человек вынул несколько еще теплых алмазов. Он выложил их на стол и ударом молотка .разбил их. — Что :вы делаете? — вскричал банкир. — Ведь это целое состояние. Молодой человек презрительно махнул рукой. — Я могу изготовить сколько угодно новых. Это окончательно рассеяло недоверие банкира, сделка была оформлена, талантливый молодой человек получил деньги и... немедленно уехал из Англии. А банкир провел скорбную бессонную ночь над донесением сыскного агентства о том, что «накануне визита к Вам этот человек купил на 1 ООО фунтов небольших алмазов у ювелира X и на 1000 фунтов приборов у фирмы У, а сейчас скрылся неизвестно куда, заработав таким образом 98 000 фунтов стерлингов». Это был первый и единственный человек, заработавший на «искусственных алмазах». •Но не только жулики были вдохновлены явлением аллотропии. Мысль о -превращении графита за алмаз заинтересовала многих ученых, которые. занялись серьезной исследовательской 'работой. Одним из первых «охотников за алмазами» стал знаменитый французский химик Муассан. Прежде ©сего Муассан (решил, что при получении алмаза надо исходить не из твердого графита, а из жидкого, парообразного или растворенного углерода, потому что в жидкости или в паре атомы, углерода не связаны жестко друг с другом, — они свободно движутся и еще не составляют ни алмаза, ни графита. А потом надо их охладить, тогда они свяжутся друг с другом в кристалл; либо <в -графит, либо, если найти «секрет», в алмаз. 'Но получить жидкий! или парообразный углерод Муассан не мог, так как графит плавится при очень/ -высоких температурах (3800°), а во времена Муассана (конец XIX века) такие температуры не умели еще создавать. Он решил поэтому кристаллизовать угле род из раствора. Графит довольно хорошо растворяется ® расплавленном железе. И если охладить этот раскаленный раствор, то углерод выкристаллизуется из него так же, как выкристаллизовывается соль при охлаждений соленой воды. Правда* опыт металлургов говорил о том, что углерод обычно (выделяется т.расплавленного металла, только в виде графита. Но Муассана ©то не смущало. Он решил провести кристаллизацию в необычных условиях* полагая, что при этом получатся кристаллы не графита, а алмаза. Муассан расплавил железо, нагрел его до 2000—3000° и. растворил в нем столько графита, сколько было возможно. Затем он вылил этот раствор в ледяную «воду. Раствор быстро застыл. Может быть, при быстрой' кристаллизации графит не успеет образоваться и весь углерод сразу выделится т ©аде алмазов? Остывший слиток металла Муассан стал обрабатывать кислотам. Железо, графит и разные примеси должны были -в кислотах растворить/с»; на алмазы же, если бы они там были, кислоты не подействовали бы. И вот после долгой, «кропотливой работы, когда S^cb слиток как будто растворился, Муассан заметил! на дне колбы небольшую крупинку, величиною меньше миллиметра. Эта крупинка выдержала: действие всех кислот и не растворилась. Муассан повторил опыт несколько раз и каждый раз получал такие крошечные крупинки. Иногда они- бывал» прозрачные, иногда черные. Но всегда они был» так малы, что никак не удавалось полностью исследовать их химический! состав и свойства. Муассан нагрел крупинку в- .кислороде — крупинка исчезла. Анализ газа показал, что углерод в крупинке был. Но ручаться, что там ничего, (Кроме углерода, больше не было, нельзя, потому что с таким малым количеством вещества трудно сделать точный анализ. Муассан приблизительно определил и удельный вес крупинки. Он налил в колбу тяжелую жидкость, носящую мудреное химическое название — тетрабром-ацетилен. Эта жидкость втрое тяжелее воды, jf крупинка1 в ней не всплыла. Значит, удельный вес ее был больше трех. Алмазная крупинка также не (всплыла бы, а легкий графит ©сплыл бы. И Муассан сообщил ученому миру, что ему удалось изготовить 4 искусственный алмаз. Сообщение Муассана вдохновило многих ученых, инженеров и просто любителей. Если алмазы вообще «получать можно, то, значит, можно найти и более выгодные способы, чем муассаиовокий. Десятки- изобретателей принялись за работу. Появилось даже! много патентов. Фридлендер для растворения углерода применял те горные породы, в которых встречаются алмазы в Южной Африке, и «получил алмаз». Русско разлагал газ ацетилен в электрической дуге и «получил алмаз». Боль-тон разлагал светильный гай над ртутью и... «получил алмаз». Дельтер разлагал четыреххлористый углерод над алюминием и... «получил алмаз». Юпарк в Ковалев разлагали. сероуглерод «... «получили' алмаз». Крукс взрывал взрывчатое вещество кордит в стальной бомбе и... «получил алмаз». Наконец, некий. Людшг зажигал вольтову дугу «в ©одороде при? давлении около тысячи атмосфер и... Вы ждете обычного заключения: «получил алмаз». Нет, просто дуга у Людвига очень плохо горела я иногда гасла, как это и следовало ожидать то законам! электротехники. Но и Людвиг ©се же провозгласил, что он тоже получил алмаз. Он уверял, что дуга гасла у него потому, что на угольных электродах образовывалась алмазная корка. КогдЬ его опросили, почему же он не вынул драгоценную алмазную корку ш аппарата, Людшг ответил, что это невозможно: пр& остываний потухшей- душ корка, мол, тотчас же> превращалась обратно ш графит... Короче говоря, способы «получения ал мазов» множились с каждым! годом. И владельцы алмазных россыпей жили в посто-янном страхе, что вот-вот будет изобретен способ массового, фабричного производства дешевых больших алмазов. Наступила война 1914 года. Англичане блокировали Германию. Вывоз германских товаров резко сократился; пришлось немцам спешно изыскивать новые источники валюты. «Алмазы- должны», спасти Германию!» возвестшг тогда немецкий профессор Руфф и взялся за проверку и усовершенствование всех способов изготовления алмазов. Через несколько лет Руфф опубликовал статью о результатах своей работы. Никаких алмазов» он не получил. Больше того, все прежние сообщения об изготовлении алмазов оказались ложными; и ошибочными, Люди получали какие-то крохотные кристаллики, которые невозможно было по-настоящему проанализировать, и уверяли себя и других, что это-—алмаз. Самообольщение! Руфф разработал новые, совершенные способы анализа, и, применив их, он ни в одном случае не мог обнаружить настоящих алмазов. Нужно признать, что мы не умеем делать алмазы. Подведем итог. Каждый раз, когда нагревали алмаз при отсутствии воздуха, он переходиш в графит. Но никогда графят не переходил <в алмаз. Это повторялось с такой же неизбежностью, с какой поднятый камень всегда надает вниз, а упавший камень никогда сам собой не поднимается вверх. Алмаз, оказывается, неустойчив, как неустойчив поднятый камень. А графит устойчив, как устойчив упавший камень. Поднятый камень всегда падает вниз, если убрать подставку. А упавший камень сам собой никогда не поднимается. Так и алмаз: всегда легко превращается в графит, а 0 графит сам по себе никогда не превра* щается в алмаз. стоп!
|