Техника - молодёжи 1949-04, страница 33

Техника - молодёжи 1949-04, страница 33

Н. А. Морозов. «Можно лп заключить, — пишет он, — что атомы не распадаются никогда на более первоначальные частички при каких-либо иных космических условиях, вроде тех небесных пожаров, которые обнаруживаются время от времени при спектральном исследовании внезапно вспыхивающих звезд?

Конечно, нет! Есть много данных, что атомы химических элементов совершают свою эволюцию в бесконечной истории мироздания». И на основании своей «теории внутреннего строения химических единиц» он выводит модели всех атомов периодической системы Менделеева.

Это был небывалый для того времени труд, впервые указывавший на сложную структуру атома, состоящую из центральной части и электронов, существование которых в то время было только предсказано, фактически же они были обнаружены лишь в 1897 году. Центральная часть атома строится из материальных частиц, имеющих вес, считая водород за единицу, 4,2 и 1. Наружная часть атома состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. «Не входя в рассмотрение природы этих элементарных зарядов,— пишет Морозов, — будем называть катодием каждую отдельную единичку отрицательного заряда и анодием каждую отдельную единичку положительного».

«Когда я вводил «атомикулы» катодия и анодия в свои структурные формулы атомов, — пишет Морозов, — я делал это исключительно по теоретическим соображениям... В то время мне и в голову не приходило, что опытная физика уже стоит накануне одного из величайших открытий, которое должно было сразу преобразовать прежние представления об электрических явлениях как раз в том смысле, какой указывала для них моя теория... Действительно, что такое мои катодий и анодий? Те самые отрицательные и положительные электроны, или электрические атомы, о которых теперь все говорят и пишут». Морозов не только ввел в модель своего атома еще не открытые электроны, но и пошел дальше. Он предвосхитил один из принципов теории относительности. «Атомы материи и атомы электричества, — пишет Морозов,— лишь различные формы проявления одной и той же сущности в природе».

В главе «Возможно ли превращение одних элементарных тел в другие?» Морозов предсказывает синтез химических элементов. И как пример указывает на возможность синтеза атома серы из двух атомов кислорода, на возможность превращения двух атомов азота в атом кремния и др. «Таким образом, — пишет он, — теория указывает на возможность синтезирования обычных атомов окружающей нас природы».

Предсказание нулевой группы химических элементов

В своей первоначальной таблице Менделеев не предусмотрел место для нулевой группы химических элементов. В то время они еще не были обнаружены. Правда, о «неземном» существовании гелия знали по солнечному спектру. Однако открыть его на Земле удалось лишь в 1845 году. В 1897 году английский химик Рамзай предсказал существование, кроме гелия, еще трех газообразных элементов. Для этих новых химических элементов Д. И. Менделеев создал в своей таблице нулевую группу. Если бы только книга Морозова,

посланная Менделееву, попала по назначению, то творец периодического закона увидел бы в ней на таблице 7 ту нулевую группу, которой нехватало в его великом законе. Не в химической лаборатории и не в кабинете ученого, а в сыром и темном каземате Алексеевского равелина в 1883 году, задолго до открытия Рамзаем гелия и аргона, это сделал русский революционер-ученый. Там, где теперь в таблице Менделеева поставлены гелий, неон, аргон и др., у Морозова были лишь числа 4, 20, 40, 82 и т. д., показывающие теоретические атомные веса этих недостававших элементов.

«Нахождение гелия и его аналогов, — пишет Морозов,— выделение гелия из атомов радия и обнаружение электронов были тремя важными открытиями, подтвердившими мою структурную теорию после ее первого основания в 80-х годах XIX века».

Окончание статьи В* Дмитриева «Рыбоход»

Первый рыбоход такого типа был построен на Волховской ГЭС. Однако вскоре выяснилось, что при его постройке были допущены некоторые упущения.

Практика показала, что рыбы не всегда пользуются этими специально построенными для них сооружениями. Постройка рыбохода — дело тонкое. Необходимо в каждом случае учитывать привычки и особенности поведения рыбы. Рыба может двигаться на нерест не по тому берегу, где установлен рыбоход. Другая порода рыбы предпочитает иттн не на свету, а в темноте, и т. п.

Рыбоход, установленный на одной из северных гидростанций, был построен не только с учетом всех технических достижений, но и с учетом всех особенностей поведения рыб и оправдал себя в значительно большей степени: неизменно рыба шла через рыбоход.

Исследования последних лет показали, что сейчас мы в силах регулировать ход рыбы через гидросооружения.

Свыше десяти лет назад академик В. Шулейкин, изучая влияние электрического тока на поведение рыб, установил, что рыба избегает тех областей водной среды, через которые проходит электрический ток.

Эту особенность и используют для того, чтобы принудить рыбу следовать воле человека.

По фарватеру реки, в направлении к рыбоходу, устанавливается специальная «электрическая завеса», создающая как бы коридор для прохода рыбы в желаемом направлении.

К тонким тросам, опущенным в воду, подводится слабый электрический ток. Он щекочет приближающуюся к этой электрической завесе рыбу, вследствие чего она отходит в направление к рыбоходу и вынуждена им пользоваться.

Включая соответствующим образом противоположные электроды отдельных, изолированных друг от друга участков электрических тросов, можно заставить электрическую завесу двигаться в нужном направлении.

Таким образом, движение рыбы словно подчиняется подводному «регулировщику».

Советский человек, преобразуя природу, меняя русла рек, проводя каналы, создавая новые водные просторы вроде Московского и Рыбинского морей, изучает и регулирует жизнь обитателей водных бассейнов.

Активно вторгаясь в переделку природы, советские инженеры комплексно решают все проблемы, связанные с развитием нашего народного хозяйства.

31