Техника - молодёжи 1956-12, страница 43

Техника - молодёжи 1956-12, страница 43

мили, что сообщение следовало бы передавать полностью и даж. повторить На циферблатах часов часто пропускают цве цифры на третью, и никто не замечает пропуска, так как и опр« деле1 и юсть появления цифр — энтропия сообщенич — в данном случае ничтожна

Теория сообщений, или, как ее нгзывгют, стеория информации» «теория связи», родилась из конкретных потребностей техники связи Она существует . сего несколько лет и факти дески только нач&) 1 развиваться. Интересно, что формально она является дальнейшим исследование г свойств двоичных чисел при-мьнительно к области сознания. И сейчас накапл! заются дгнные о том, что си! налы, несущие от органов чувств в мозг самук разнообразную и первоначальную изоыточную двоичную информацию, затем преобразуются в понятия именно по незыблемо точным законам «о шчеств« ннс ; ории информации.

ЧТО И(Ё ТАКОЕ КИБЕРНЕТИКА?

Главная гипотеза кибернетики. Враги и маловеры. Специалисты опровергают. Преграды, стоящие сейчас. Будет ли машина умнее человека? Предвидение Энгельса оправдывается.

орма\ьно кибернетика — это принцип, утверждающий сходство систем управления в живых организмах и мгшинах. В основу доказательств его положена идея обратной связи, которая, усложняясь, позволяет получить \юбую степень автоматизма и модель нервного элемент?— триггер Кибернетикой иногда называют также количественную теорию информации Но основу кибернетики составляет естественнонаучная гипотеза физической модели процесса мысли, выдвинутая в 1941 году Норбертом Винером и Вальтером Питсом.

Она утверждает, что экстремальность всякого реле — от стержня с фиксатором и сдвоенного т риода до нейронр., — если вто реле связано структурно с подобными себл таит неисчерпа мые возможности накопления и переработки сообщения Она утверждает, чю все сообщения, поступающие от органов чувств, накапливаемые и обращающиеся в мозгу, есть ог_ омно, посто янно изменяющееся двоичное чис\о в десятки миллиардов знаков 0 и 1. Она утверждает, что цепи реле принципиально могут моделировать мыслящую живую материю.

Кибернетическая гипотеза вызвала большое ко шчество нападок и возражений. Больше всех бесновались церковники, у которых из-.юд ног стала уплывать последняя почва, так как сам «дух» оказался Доступным экспериментальному исследовании и количественному измерению.

Некоторые наши философы, не умея очистить естественнонаучное зерно кибернетики от реакционной шелухи, тоже начисто отрицали ее и тем нанесли вред развитию исследований в этой области, которые у нас начались с запозданием.

Да и множеству простых читателей во -сем мире показалось обидным сравнение с машиной и поиски общих законов органической жизни и механизма. Так обстоялс дело в свое гремя с открытиями Коперника и Бруно, когда Земля оказалась не центром мироздания, а пылинкой в ко :мосе, так бы \о и с учением Дарвина о происхождении человека от обезьяны, г 1о обиды уходят, а истина остается

Наиоолее серьезны возраженмя специалистов — строителей электронных цифровых машин и программистов, которые заявили, что их Mai лины не думают и теории Винера беспочвенны.

Действкт» \ъно, мысль есть полностью самопрограммирующийся процесс, и в этом смысле ни одна машина не думает Строить и использовать такие машины можно и без кибернетики. За

В"- 1

V лг

Ж v

ч

яння^н

«Гомеостатл и его изобретатель Эшби

каждым их шагом се гас стоит твердая программа, созданная мыслью людей или. во всяком случае, при участии людей, если машина и вырабатывает сама часть программы по правилам, которые люди предусмотрели

Но то, что :Сть сегодня, обязательно будет завтра. Можно с удовольствием отметить, что целый ряд пределов, которые ставили ки-( рнетши;. уж< преодолены А ведь она создалась и развивается буквально на наших глазах

сворили, что всякая машина принципиально связана со средой только через человека. Но «черепахи» Грея Уолтер), как уже отмечалось (см. № 9 журнала), могут существовать и функционировать самостоятельно.

оворили, что машина не может себя усовершенствовать, обучать и восстанавливать свои повреждения. А четыре реостата, которые Эшби сое чинил всеми возможными прямыми и обратными связями, дали удивительный прибор - гомеос гат», обнаруживший возможность самоорганизации, приспособления к внешним воздействиям и даже способность налаживать ок \ьные -связи при повреждении одной из основных. Два года назад Фэрли и Кларк достигли аналогичных резу\ьтатов на электронной цифровой машине.

Сейчас выдвигают понятие «алгорифма» и теорему Геделя как предел, дальше котооого машш i поьги не может

Алгорифмом называют сумму однозначных правил, определяющих процесс решения той чли иной математической задачи Есть такие задачи в математике, для которых н< существует а\гориф ма. но решить их можно.

Теорема Геделя относится к математической логик" и доказывает что если дан ряд некоторых аксиом, то из входящих в них понятии можно составить хоть одну тес рему, которую не\ьзя ни доказать, ни опровергнуть, применяв любые логические действия, но не дополняя запаг аксиом

Очевидно и эти пределы будут преодолены, когда в машине, креме суммы закономерно протекающих операций, будет предусмотрена возможность получать случайные связи и случайные результаты, впоследствии подвергающиеся проверке.

Да и вообще гораздо полезней и почетней заниматься рг ни-тием науки, преодолением препятствий, встречающихся на ее пути, чем забегать вперед и ставить ей рогатки.

Конечно, невозможно, чтибы кибернетическо исследование открыло кам каки_ то новые-, пока недоступные человеку формы мысли (сделало машину умнее человека). Ведь физическое учение о звуке как о воздушных волнах не исчерпывает музыкальной гармонии и не позволяет физикам создавать симфонии Так и законы кибернетики не исчерпывают сущности мысли. Фридрих Энгельс говорил:

«Мы несом» шо «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к мо\екулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мыш\ения?»

Это «когда-нибудь» теперь уже близко. Именно экспериментальный путь, как и предвидел Энгельс, явился pi иительным доказательством материалистического учения о мнели как продукте высокоорганизованной материи.

Неповторв«ое зрелище

Однажды в обсерваторию н астроному Кассини Приехала компания свет-ких щегол» »й и дм, желающих посмотреть ч врез г >лесноп на затмение солнцд.

- Но затк им уже кончилось, — раз е л руками ученый.

— Мы на/еемся, — важно заявил один франт, — профессор будет гак любезен, что согласится сейчас повторит.» п*?ред дамами это интересное зрел»- це!

On в не сигналит в Фянлянтии

Нак извы тно, в Финляндии давно отме-t "на пода а звуковых сип алое на улицах города. Один вла/-ел< автомобиля из Лапландии |ри хал в Хельсинки и впервые в жизни увидел сьеюфор. Он настолько был очарс ван вел и кол< мной п ре меной

цвегов, из красно -о в желтый и э пеный, что остановил машину и замечтался. Позади него образовалась длинная очередь а томашин, но никто не решался ему г.о-гудеть. Након ц один i >дитель, зг м»т» i л пландский номер, закричал ему: «Эй, лриял ль, тебе что, сленого свет мало? Или ты ждешь северного сияния?»