Техника - молодёжи 1957-09, страница 22

Техника - молодёжи 1957-09, страница 22

например, для разрушения самых твердых горных пород.

Нужно пробить тоннель на Памире или в Гималаях, проложить сквозной путь сквозь горы из Индии в Сибирь. Небольшая 50-тонная цистерна с решеткой-излучателем впереди приступает к работе. Вот она подходи? к скале, и в потоке света ярко вспыхивает твердокаменная стена. Лава плавится, льется, а луч, похожий на автогенную горелку, идет все дальше. Высокочастотный крот, прожигающий скалу, работает без людей. Оператор издалека только следит за исправностью радиоуправления.

В истории человечества, в том числе и в истории техники, развитие обычно идет, если воспользоваться образом, по восходящей спирали. Люди уже не впервые пользуются огнем, высокой температурой для разрушения гигантских каменных глыб. Этот способ был известен еще в Древнем Египте , и использовался даже во времена Ломоносова. Позже появилось механическое бурение, для пробивания скважин стали применять взрывчатку. А ныне техника снова обращается к пламени, правда уже на более высокой основе. Но самый заманчивый из новых способов горной проходки — высокочастотный. Даже при теперешней нехватке электроэнергии, даже при довольно высокой стоимости этот способ обещает много интересного, и группа ученых во Всесоюзном научно-ис-следовательском угольном институте занимается данной проблемой.

В общем потоке электроэнергии доля ВЧ к концу века, я уверен, возрастет до 10, а может быть, и до 25 процентов. Токи высокой частоты займут в нашей жизни такое же место, какое сегодня занимает постоянный ток, то есть четвертую часть всего расхода электроэнергии.

В 30-х годах на ленинградском заводе «Светлана» впервые была высказана и осуществлена идея применить ламповые высокочастотные генераторы для закалки стали. Американцы подхватили эту советскую техническую идею и сумели обогнать нас и по количеству высокочастотных установок и по их мощности, которая в целом сейчас достигает в США свыше миллиона киловатт. Скоро мы получим возможность щедро расходовать электроэнергию и сумеем догнать и перегнать американцев по практическому использованию токов высокой частоты.

В конце этого века в металлообработке резание почти полностью будет вытеснено штамповкой. Все, начиная от колоссальных поковок и кончая крохотными крепежными болтами, гайками, шестернями, будет «выдавливаться» из металла, нагретого, токами ВЧ.

Феерическую картину увидят москвичи лет через тридцать-сорок. Думаю, что это может случиться в юбилейную, 2000-ю новогоднюю ночь, когда человечество вступит в третье тысячелетие. Искусственное солнце, созданное человеком и вознесенное на двадцати-тридцатикилометровую

высоту, зальет своими лучами Москву и Московскую область. Миллионы киловатт — мощность всей Саратовской ГЭС на Волге — уйдет на то, • чтобы дать столичной'области гигантский уличный фонарь. Нет, это будет не лампа и не прожектор на аэростате... Электромагнитные лучи, посланные зеркалами ввысь с четырех подмосковных высокочастотных станций, скрестятся высоко над Красной площадью и заставят светиться раскаленные молекулы азота, кислорода. Даже потери при работе искусственного солнца не будут потерями в общем балансе. Окислы азота, образующиеся в пламени искусственного солнца, попадут на землю с дождем, ветром. А ведь это ценные удобрения.

Мы попросили профессора Бабата рассказать о том, как возникла мысль зажечь высокочастотное «солнце» и не пожалели об этом. Можно фантазировать смело, но даже крылатой мечте нужен воздух, опора. Факты, эксперименты — воздух ученого.

В 1941 году, в самом начале блокады, когда Ленинград еще не был лишен электроэнергии, инженер Ба-бат торопился завершить опыты с высокочастотным пламенем. Крошечное солнце осветило, наконец, лабораторию ученого, и огонь этот навсегда остался в сердце изобретателя. Он подвел к установке не обычный, «ровный» ток, а модулированный. Попросту говоря, он пропустил ток через включенный радиоприемник. И, подчиняясь колебаниям электрического тока, пламя задрожало, становясь то больше по размерам, то резко сужаясь. Оно стало как бы мембраной, которая заставляет колебаться прилегающий воздух и рождает звуковые волны.

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна...— пело пламя. А его изобретатель, как зачарованный, не сводил с него глаз и слушал, слушал. Поющее пламя. Поющее солнце...

А песня гремела сталью и ненавистью к врагам, такой же жгучей, как вот этот огонь, к которому нель-за прикоснуться.

Тогда еще изобретатель не мог предвидеть, с каким триумфом прой-* дет через весь XX век вспыхнувшая в 1941 году научная идея. Он и не мечтал о том, что свет солнца, воссозданного человеком, вспыхнет над ночной Москвой.

Поющее пламя все еще стояло у нас перед глазами, а Г. И. Бабат уже рисовал новые примеры использования высоких частот. Он рассказывал о телефоне XXI века, о том, как единая электрическая сеть покроет весь земной шар и два человека, находящиеся на разных полушариях, смогут быстро созвониться и переговорить. Люди откажутся от громоздкой механической аппаратуры, современных АТС, которые ограничивают количество разговоров. Вместо механических искателей будут работать практически вечные полупроводниковые приборы — «нервные узлы», полупроводниковый коммутатор на несколько сотен абонентов будет иметь размер не больше, чем коробка от ботинок. Усилители-автоматы позволят нам говорить, например, с Южной Америкой, вызвать прямым путем или обходным (сеть будет иметь множество перекрещивающихся каналов) любую «нервную клетку», любой домашний коммутатор в любой стране. Высокочастотный г&етод позволит иметь практически любое количество каналов для связи.

ЭЛЕМЕНТ № 102

В июле английское Управление по атомной энергии опубликовало сообщение, в котором говорится, что объединенные усилия ученых Швеции, Англии и Соединенных Штатов привели к открытию элемента с порядковым номером 102. Этот новый элемент получен в результате бомбардировки ионами углерода кюрия — элемента с порядковым номером 96.

Кюрий 244 был нанесен на тонкую фольгу. Облучение его производилось ядрами атомов углерода, ускоренных на циклотроне Нобелевского института в Стокгольме. В числе углеродных ионов были ионы углерода с атомным весом 13 и ионы углерода с атомным весом 12. Абсорбция частиц углерода с атомным весом 13 в кюрии привела к образованию элемента с порядковым номером 102.

При эксперименте потребовался очень точный контроль энергии пучка бомбардирующих ионов, так как вероятность образования нового элемента зависит от количества нейтронов, потерянных в ходе реакциис а оно увеличивается по мере того, как энергия пучка начинает превышать уровень наименьшей энергии, при котором начинается реакция.

Изотоп элемента с порядковым номером 102 был обнаружен радиохимическими методами в продуктах, захваченных фольгой. Он имеет период полураспада около 10 минут и испускает альфа-лучи с энергией 8,5 млн. электроновольт. Атомный вес его точно не установлен, но, по-видимому, равен 253.

18