Техника - молодёжи 1958-05, страница 4УВЛЕКАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО Беспокойные и хлопотливые дни организации самодеятельной киностудии остались позади. За круглым столом собрались кинолюбители. На столе стоит съемочная камера. С чего начать, как сделать свои первые шаги на увлекатель юн поприще самодеятельного киноискусства? Прежде всего нужен руководитель. Это должен быть опытный кинолюбитель, знающий технику съемок, лабораторную обработку пленки. Ваш первый вечер пройдет в стра< • иых спорах и творческих поисках. Выбрав тему, надо написать сценарий. Без него начинать съемка фильма нельзя. Это будет бесполезная трата времени и пленки. Снимать любительский фильм может и одни человек. Такой кииолю-битель-уииверсал все от начала и до конца делает сам. Ои пишет ,еиа ркн, ведет съемку, обрабатывает пленку, озвучивает картину. Но всю эту работу, конечно, лучше проводить коллективно Строгого разделе ия специальностей, как в «большом» кино, иа самодеятельных студиях ие бывает. Здесь каждый должен уметь делать все, ио какая-то одиа «специальность» у него является основной. И нередко сценаристам или актерам по совместительству приходится быть режиссерами, операторами, в свободное время оформлять декорации нли озвучивать фильм. Создание любительских фильмов — дело хотя и увлекательное, ио кропотливое, требующее упорства и настойчивости. А есть филькы для создания которых, кроме того, требуется еще и большая оперативность. Это фильмы-«молики», снимаемые иа узкой обратимой пленке. Сколько времеки нужно, чтобы сделать такой фильм — месяц, иеделю, три дня? Вы, вероятно, бывали иа выступлениях эстрадии] в Тамары Птицы иой и Леонида Ма люко а? Вы входите в зрительный зал, встречаете знакомого, здороваетесь с ним. Ваш сосед что-то потерял и иервио шарит по карманам. Но вот все успокоились. Начинается концертная программа. Затем появляется вкран, и на ием вы види ге себя, соседа. зрительный ал фойе. Когда же успели сиять втот фильм? И кто его снимал? Авторы втого фнльма-«молиии» — кинолюбители-эстрадники Тамара П ицьиа и Леонид Маслюков. В перерывах между выступлениями и во время антракта оии сляли зрителей проявили пленку, склеили ее и показали иа вкрвие. Самодеятельное киио ие только поистине увлекательное, ио и весьма полезное занятие. Отражая многообразную жияиь сегодняшнего дия, кинолюбители создают в то же время документальные ценности, которые принесут огромную польву и потомкам. Ю. ЗНАМЕНСКИЙ, члви киносекции Ленинградского дома ученых А. БЕСКУРНИКОВ, инженер, заместитель председателя оргкомитета Московского общества кинолюбителей ТЕХНИКА МАЛОЙ^о многих городах существуют самодея ел н t киностудии. И многие из них работают настолько успешно, что снятые имк фильмь неизменно собирают большое количество зрителей. Да и кому ие интересно увидеть на экране родной свой завод, родной свой город, своих родных н знакомых, а то и самого себя! Ведь героями самодел»-ных фильмов являются не киноартисты, а самые широкие массы местных жителей. Герои эти живут и действуют не в специально сооруженных павильонах, а в обычной, естественной, хорошо знакомой всем местным жителям рабоч й или домашней обстановке, в хорошо всем известных здесь наиболее красивых и знаменательных местах. Все зто и объясняет очень простой секрвт большой посещаемости клубов, где демонстрируются самодельные кинофильмы. В самодеятельных киностудиях применяется довольно разнообразная съемочная и проекционная аппаратура. Некоторые кинолюбители снимают свои фильмы на огнеопасную пленку шириной 35 мм, используемую в профессиональной кинематографии. Но для работы с квй требуется специальное помещение, соответствующим образом оборудованное в противопожарном и производственном отношениях. К тому же такая пленка стоит дорого, а сам процесс ее обработки довольно сложный и трудоемкий. Поэтому в малой ки емато рафии применяется главным образом иввоспламекяющаяся плвнка шириной 16 и В мм. Эта нввоспламе-ияющаяся пленка удобна и тем, что габариты ее невелики. Узкопленочные камеры и проекторы для узкой пленки небольшие и доступны по цвне. Сейчас наша промышленность выпу екает кнносъвмочкую камеру «Киев 16 С-2», предназначенную для работы на 16-миллиметровой пленке. Это вполне современная камера, имеющая два светосильных объектива с просветленной оптикой. Получаемое на экране шириной до 4 м изображение с кинокадров, заснятых на 16-миллиметровой плвикв, могут смотрвть одновременно до 250— 300 зрителей. Кромв того, кадр с такой пленки можно скопировать и на широкую, 35-милпиметровую пленку, и тогда фильм можно будет демонстрировать в клубах и даже в кинотеатрах. Для учебной и экспериментальной работы, проводимой в самодеятельных киностудиях, наиболее распространена киноаппаратура под пленку шириной 2X8 и 8 мм. Плвнка 2X8 выпускается как в нашей, так и в других странах. Ее ширина равна 16 мм. Она имеет бо- Киносъемочная камера «Киев 16С-2». лее частую перфорацию с двух сторон, и в кикокамврв экспонируется два раза, в результате чего на ней получаются два ряда кинокадров. Перед монтажом фильма заснятая плвнка разрвзавтея вдоль на две половины. Применение пленки 2ХВ мм уменьшает стоимость фильме и сокращает время, затрачиваемое на ее обработку. Наши любитвли скоро получат для этой пленки портативную киноаппаратуру. Московский патефонный завод в ближайшве врвмя качнет выпускать кинокамеру «Турист». Некоторое количество съемочных и проекционных аппаратов для пленки 2X8 мм закуплено также в ГДР и Чехословакии. Киносъемочная камера «Турист» — это небольшой и весьма простой в обращении аппарат. По своим размерам он напоминает фотокамеру. Опытный фотолюбитель очень быстро освоит процесс киносъемки, а навыки в построении кадров, как известно, приобретаются в процессе практиче кои работы. Опвраторам-любителям вначале надо испытать свои силы на съвмках диафильмов. Диафильм хотя и не давт динамического изображения, ио евриикая съвмка отдельных сюжвтов на определенную тему по заранве намеченному плану аналогична постановке будущего кинофильма. На профессиональных киностудиях пленку обрабатывают в проявочных ма- 2
|