Техника - молодёжи 1959-01, страница 31dин год-^Зин язык «Во всех школах страны должно быть коренным образом улучшено изучение иностранных языков; следует расширять сеть школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках». (Из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране») й РАММАТИКА ЛИ ВИНОВАТА? 3 нать иностранный язык — это значит уметь свободно читать, говорить и писать на этом языке. Из этого наиболее практически ценным является умение свободно «читать иностранную литературу е подлиннике. Более того, научиться хорошо говорить на иностранном языке, не живя в стране изучаемого языка, возможно лишь на основе умения свободно читать. Поэтому чтение — важнейшая часть изучения языка. Почему большинство изучающих иностранные языки так м не достигает умения свободно читать иностранную литературу в оригинале? *Не во всем виновата грамматика. Даже самые полные учебники грамматики содержат всего несколько сот правил, большинство из которых достаточно ЛИШЬ ПОНЯТЬ (а не заучивать). 8 чем же состоит основная трудность? Она — в необходимости запомнить значения очень большого количества слов. Современные языки обладают огромным словарным богатством. Достаточно, например, сказать, что Большой Оксфордский словарь английского языка содержит 400 тыс. слов и словосочетаний. >Но неужели надо знать так много, чтобы хорошо читать на иностранном языке? Нет. Количество слов, достаточное для свободного чтения художественной и научно-технической литературы, можно запомнить за один год. <9 ЛОВ А-ТРУ ЖЕПИКИ 8 СЛОВА-ЛЕНТЯИ Вот некоторые интересные цифры, относящиеся к русскому языку. Пушкин употребил «о всех своих произведениях, «месте взяты*! 20 тыс. различ на цветной вкладке художник образно изобразил, как расширяется словесный мир человека, изучающего иностранный язык. 200 слов еще немного, чтобы выражать на них что-нибудь, кроме самых основных понятий: действий и' предметов. Больше слов — больше тонкостей окружающего мира, которые человек может выразить чужим для него языком. 5 тыс. слое — уже достаточное количество, чтобы свободно читать литературу. в еселая, многоголосая, много* красочная толпа молодежного фестиваля. Подвижной смуглый испанец, размахивая рунами, что-то пытается объяснить смешливой унраинке. Ко она не понимает. Не хватает знания испанского языка, на котором изъясняется ее собеседник. Читальный зал научно-исследовательского института. Аспирант, торопливо заглядывая в словарь, пытается перевести важную статью из последнего номера американского научного журнала. Но ему не удается сделать это с той скоростью, с которой следовало бы... Не хватает знания английского языка. Увы, как много полезного и хорошего мы часто упускаем сделать только из-за незнания или недостаточного знания иностранных языков. — Но ведь это очень трудно — выучить новый язык, которого не изучал с детства, — говорят многие, быть может большинство. — Нет! — отвечает автор помещаемой ниже статьи. — Это легче, чем обычно представляют. Важно лишь применить правильную систему. — Какую? Вот об этом-то и рассказывается в статье Ю. Маркова. ных слов. iB сочинениях Пушкина содержится в общем и целом 1 млн. слов. Так как многие слова неоднократно повторяются, то средняя повторяемость слова составляет, следовательно, 50 раз. Однако слово «говорить» повторяется 1 035 раз, слово «голос» — 268 раз, а слово «гнусить» — всего лишь один раз. Чтобы написать слово «говорить» 1 035 раз подряд, потребуется более трех страниц; слово «голос» (268 раз) займет в книге почти страницу текста, а слово «гнусить» (1 раз) — Ve часть строчки. Отсюда следует, что различные слова имеют различную способность и образованию текста, или различную тексто-образовательную способность. Ясно, что при изучении (любого иностранного языка важнее те слова, которые имеют наибольшую текстооб-разовательную способность. Словами же, текстообразовательная способность которых незначительна, для начала можно и пренебречь. Статистические подсчеты давно вы* явили удивительное «неравенство» слов английского, французского, (испанского, китайского и других языков. Оказалось, что. сравнительно небольшое количество «слов-монополистов» употребляется настолько часто, что образует львиную долю текста любой книги. Роль же многих десятков тысяч прочих слов более чем скромна. Остановимся на этом поподробнее. Произведенный нами анализ 34 от- Ю. МАРКОВ, научный сотрудник Академии наук СССР Рис. г. ГОРДЕЕВОЙ рывков из английской и американской художественной литературы показывает, что одна тысяча наиболее часто встречающихся слов охватывает в среднем 80,5% текста, две тысячи слов — 86% текста, а три тысячи — почти 90*/о. Вот как выглядит стихийно сложившийся закон текстообрвзования на примере художественной литературы: Иж текстообрдео-вательная способность я Н к общему количеству слов в текст* 80.5 6,1 а,4 2,2 1.3 Первая тысяча слов Вторая тысяча оао в Третья тысяча слов Четвертая тысяч» слов Пятая тыеяча слов Итрго первые 5000 слов . # . . 83,5 5.9 3.4 1.9 1.3 93,5 96,0 81,0 5,6 2,9 1.8 1.2 92,5 Эти цифры имеют огромное значение. Из них, » частности, следует, что первые <по употребительности 5 тыс. слов обладают настолько большой текстообразовательной способностью, что английский текст на 93,5% состоит только из них. Если бы изучающему английский язык удалось запомнить эти самые важные 5 тыс. слов, то из каждых 300 слов, образующих одну страницу текста, на долю известных ему будет приходиться 281, а на долю неизвестных —19. Среди слов, «ходящих в остальные 6,5%, имеются имена собственные, подавляющее большинство которых не представляет трудности для понимания; легко понимаемые международные слова и их производные, слова, являющиеся производными от тех слов, которые входят в первые 5 тыс. Действие этой группы факторов опять снижает долю незнакомых слов. Но вместе с тем существует и вторая группа факторов, действующая в противоположном направлении. Сюда относятся такие словосочетания, которые нельзя понять, даже зная значение каждого из «ходящих е них слое; употребление слое в значениях, не могущих быть понятыми на основании знания главного значения. Действие 25 О z П £ I о Z m а с Б m гп £ X 30 I m m (А •о 3D гп > 21 О I С о О Р! О Р1 9 0 * 1 с. m а Г»! -Л N < J EDEN ROK ~J ED EN JAZYK • EN UN AN — UNE LANCUE |