Техника - молодёжи 1959-04, страница 4

Техника - молодёжи 1959-04, страница 4

Светлая голова

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

Тот, кто был в городе Энгельсе, скажем, лет пять-шесть назад, теперь вряд ли узнает его окраины. На юго-восток от города взору открывается панорама строительства одного из крупнейших предприятий «большой химии» — комбината химического волокна.

Строительство комбината вступило в решающую стадию. Уже в этом году в строй войдет первая очередь предприятия по производству капронового шелка.

Молодые строители прилагают сейчас все силы к тому, чтобы досрочно ввести в эксплуатацию пусковые объекты. Такого критического момента на строительстве главного корпуса еще не бывало: кладка стен почти закончена, давно пора заняться кровлей, а тут «держат» злополучные шедовые перекрытия.

Прораб Юрий Ломовцев за последнее время совсем потерял покой: ему, инженеру, приходится смотреть, как монтажники мучаются со стекло-желе-зобетонными панелями. За неделю кое-как установили одиннадцать штук. Разве это темпы?! И самое обидное, он бессилен чем-нибудь помочь. Ничего не поделаешь: проект есть проект. В нем так и сказано: «Шедовые перекрытия заполнять стекло-железобетон-ными панелями, предварительно изготовленными на заводе».

А на заводе тоже, видимо, неблагополучно: еле-еле успевают плиты присылать. Вообще-то нужно на днях самому туда съездить, посмотреть, как собирают эти панели.

От посещения завода железобетонных изделий осталось чувство неудов

летворенности. Способ изготовления стеклопанелей был довольно примитивный. Впрочем, чего тут удивляться: дело-то новое. А как тяжело эти плиты перевозить — в каждой 700 кг! Попробуй по ухабам побалансируй с таким грузом. Очень трудно поднимать их потом на большую высоту и там устанавливать. Вот отсюда и все задержки.

Сегодня рабочий день Ломовцева начался как обычно. Привезли панели, и опять с первых минут затор. Первая же плита оказалась с большим браком: вот-вот развалится на части.

«Части... кубики... отдельные блоки, — Ломовцев поймал себя на мысли. — А если и впрямь шедовые перекрытия заполнять блоками? Да, да! Пожалуй, стоит подумать, все как следует рассчитать и взвесить».

В обед, по пути в столовую, Юрий изложил свою идею Василию Степановичу Мякшеву, старшему прорабу.

— Перекрытие отдельными блоками заполнять предлагаешь? Интересно. По-моему, в твоем предложении есть рациональное зерно. Надо собраться всем вместе и посоветоваться.

Через два дня предложение Юрия Ломовцева уже обсуждалось на совещании у начальника управления Ивана Петровича Сычева.

Поспорив, все сошлись на одном: способ нужно испытать на практике. А пока решили связаться с московской проектной организацией и получить согласие на изменение в проекте.

Но в Москве не одобрили предложение строителей.

— Что же здесь нового? — спрашивали проектировщики. — Вы предлагаете заменить новый индустриальный

ПЕРЕДВИЖНОЙ ЦЕХ

Когда наш московский гость Михаил Водостоев, инструктор передовых методов труда, рассказал нам, что можно кладку стен вести кирпичными блоками, все наши ребята загорелись этой идеей. Но как быть? Специального завода для изготовления блоков у нас нет, а на улице их делать холодно. Выход нашли быстро. Плотники изготовили специальный деревянный шаблон для блоков. А молодежь соорудила передвижную теплую будку на салазках. Теперь при любом морозе, в пургу и ненастье мы делаем блоки.

Как же работает наша маленькая передвижная мастерская по производству кирпичных блоков?

Два каменщика делают блок по шаблону. Выложили блок —; шаблон раздвигается и переставляется на другое место. Когда в будке уже нет места, трактором ее передвигаем дальше. Готовые блоки так и остаются на месте до тех пор, пока их краном не подадут наверх.

Что дал нам переход на блочное строительство?

Во-первых, улучшилось качество кладки, надо учесть, что народ у нас молодой — почти все только недавно окончили десятилетку. И хотя все мы На строительстве работаем уже несколько месяцев, все-таки нет-нет да случался брак. Особенно в простенках часто получались перекосы. При кладке блоками этого не бывает.

Во-вторых, примерно в два раза увеличились темпы кладки. Проще стало возводить дом: зацепил краном блок и установил в простенок.

ВИКТОР КОНОВАЛОВ, руководитель комплексной комсомол ьско-молодежной бригады строителей

Б. ГРИГОРЬЕВ* спецкорреспондент журнала «Техника—молодежи»

метод строительства, основанный на широком применении сборных деталей, простой кладкой. Это же шаг назад!

— Ничего подобного, — отвечали строители комбината. — Мы отнюдь не против сборных деталей. Но в наших условиях целесообразнее вести заполнение световой части шедовых перекрытий отдельными блоками. Плиты громоздки, перевозить их трудно, устанавливать — тоже!

Пока шли споры, успешно закончились первые опыты. Их результаты говорили в пользу нового способа. За новое дело решила взяться бригада плотников Григория Федоровича Лозгаче-ва. Первыми этим делом овладели Василий Нечитайло, Анатолий Маркин и Михаил Сергеев. Вслед за ними в работу включились и остальные члены бригады.

Не сразу подобрали и нужную рецептуру раствора. В ходе работы возникли другие непредвиденные обстоятельства: гнулась арматура, перекашивались плиты.

Теперь все эти трудности позади. Проектировщики согласились с предложением строителей, которое так хорошо оправдало себя в жизни.

Что дал монтажникам новый способ? Прежде всего значительно повысились темпы работ по перекрытию главного корпуса. Намного упрощен и облегчен монтаж шедовых проемов. В управлении строительства подсчитали, что внедрение нового метода позволит сэкономить около 400 тыс. руб. Уменьшив вес арматуры, строители сберегли сотни килограммов металла.

— Кажется, нет даже маленького участка на строительстве, где бы рационализаторы комсомольской стройки не внесли свой, пусть небольшой, вклад в создание предприятия синтетического волокна, чтобы ускорить его пуск. Всякий раз, когда, например, Александру Еременко поручали сверлить отверстия в деревянных деталях для санузлов в промышленных и жилых зданиях, так называемых тафтах, у него опускались руки. Уж очень нудная эта операция: час работаешь, пятнадцать минут станок прочищаешь. Мастер торопит, а тут ни с места. Александр и рад бы быстрее, да что он может сделать?

А все дело в сверле: включишь станок, подведешь сверло к плоскости и начинай дожимать. Без усилия ничего не выйдет. Сверло чем глубже врезается в древесину,, тем больше ему сопротивление. А попадется твердое, сучковатое дерево, машина совсем останавливается: вынимай сверло и чисти станок. Стружки кругом ворох!