Техника - молодёжи 1959-04, страница 5

Техника - молодёжи 1959-04, страница 5

— Николай Васильевич, а что, если нам попробовать удлинить один нож?

Закреплен в патроне диск. Словно два щупальца впиваются в заготовку ножи. Как только круг замкнулся, деревянный диск вылетел и отверстие готово.

Николай Васильевич Морозов, бригадир ремонтников, подошел к Саше в самый критический момент:

— Что, опять застрял?

— Сами видите. Словно нарочно кто подобрал: одни сучки. — Саша даже сплюнул от злости. — Нет, так много не наработаешь.

— А ты не петушись. Давай лучше помозгуем. Заходи ко мне вечером.

...Идея Николая Васильевича сразу пришлась по душе Александру. Вместе набросали чертеж. Все очень просто: если перообразное сверло заменить металлическим диском с двумя ножами, то они будут прорезать только канавку шириной 18 мм. Как только круг замкнется, деревянный диск сам вылетит — отверстие готово.

На бумаге все ясно. А как на деле? Через три-четыре дня приспособление уже испытывали на станке.

...Закреплен в патроне диск, на малой скорости пущен станок. Словно два щупальца впиваются в заготовку ножи. Саша прибавляет обороты. Но почему так сильно дрожит диск? Нагрузка явно неправильно распределена. Нужно удлинить один из ножей, и все станет на свое место. Тот, который длиннее, будет прорезать желоб и облегчать работу другому, более короткому.

Пять дней пришлось потратить Александру Еременко для того, чтобы «отладить» приспособление. По вечерам его часто можно было увидеть у станка. Как он и предполагал, удлинение второго ножа привело к сокращению операционного времени.

И вот первые детали, изготовленные

с помощью нового приспособления, на столе начальника цеха Федора Дмитриевича Семенова. Он придирчиво осмотрел несколько образцов и сказал:

— Что ж, претензий у меня нет. Можете ставить ваше «чудо».

Спустя некоторое время в управлении строительства заинтересовались новым приспособлением. Пришел инженер БРИЗа и попросил подсчитать экономический эффект. На его вопрос Александр Еременко ответил вопросом:

— На строительстве жилых корпусов были? Тафт хватает?

— Вполне, — ответил инженер.

— В этом и есть экономический эффект нашего предложения! Хотите в цифрах? Пожалуйста. Раньше успевал за смену только шестьдесят-семь-десят отверстий сделать. Сейчас, если нужно, хоть пятьсот за смену сделаю!

...Цифры! Их лаконичным языком можно рассказать о многих замечательных делах комсомольцев и молодежи деревообделочного цеха.

— Вот, посмотрите, — Федор Дмитриевич Семенов достал записную книжку. — Обратите внимание на эти две цифры: двести шестьдесят шесть и тысяча двести шестьдесят шесть. Первая из них показывает, сколько квадратных метров дверных блоков мы выпустили в июне прошлого года, вторая— за ноябрь. Как видите, больше почти в пять раз. Таких результатов мы добились на тех же производственных площадях без дополнительной техники. Каким образом? По-новому организовали свой труд...

И снова карандаш Федора Дмитриевича забегал по «листу бумаги. Мы увидели цех в миниатюре. Но станки на схеме были расставлены несколько иначе, чем сейчас.

— Так было у нас в начале прошлого года. А теперь пройдемте еще раз по цеху.

Механизмы расположены компактно, и заготовка проходит от одного станка к другому наиболее кратчайшим путем. Расчет простой: чем меньше деталь в пути от одной машины к другой, тем больше нагрузка станка и, следовательно, выше его производительность.

— Нужно учесть, — продолжает свой рассказ Федор Дмитриевич, — что перестановка оборудования проводилась без остановки производства. Станки передвигали в основном в свободное от работы время. По предложению комсомольской организации провели несколько воскресников. Наши молодые столяры Михаил Латун, Александр Ше-ин, Виктор Шило, не считаясь со временем, целыми днями не выходили из цеха, помогая переставлять станки.

Мы рассказали лишь о немногих из большого отряда рационализаторов комсомольской стройки. Где бы мы ни были: на площадке, где возникают корпуса предприятий по производству капронового волокна, или в цехах завода железобетонных изделий, на строительстве жилых домов для работников комбината или в оборудованном по последнему слову техники гараже, — всюду трудятся люди, имя которым — рационализаторы.

Светлые головы и золотые руки у этих людей. В их делах — кипучие будни всего коллектива строительства!

На Луне обнаружен действующий вулкан! Это важнейшее научное открытие сделал недавно известный советский ученый доктор физико-математических наук Н. А. Козырев.

Директор Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР (в Пулкове), член-корреспондент Академии наук СССР А. А. Михайлов по этому поводу рассказал:

— Наш старший научный сотрудник Николай Александрович Козырев производил в Крымской астрофизической обсерватории астрономические наблюдения на самом крупном в СССР пятидесятидюймовом рефлекторе. Недавно ои возвратился из Крыма и показал мне необычные снимки центрального пика кратера «Альфонс».

Особый интерес представляют спектрограммы, сделанные ранним утром 3 ноября.

Сначала было обнаружено поглощение синих и фиолетовых лучей, что свидетельствовало о выделении пыли или пепла. Затем в спектре появлялась яркая полоса, соответствующая излучению молекул углерода. Это можно объяснить выделением газов, содержащих углерод, например метана или окиси углерода, которые под влиянием ультрафиолетовых лучей Солнца н дали такое свечение.

Все это внешне очень напоминает признаки нормального вулканического процесса на поверхности Луны.

На следующую ночь эти явления уже не повторились.

Конечно, еще рано делать окончательные выводы. Но несомненно одно, что прежнему представлению о Луне как об остывшем теле нанесен заметный удар. И хотя вулканические процессы на поверхности Луны — явления, по-видимому, очень редкие, тем не менее они представляют большой научный интерес, в частности для космогонии и будущих межпланетных путешествий.

СКРЕБОК., УДАЛО ЮЩ И И СТРУЖКУ

РЕЗЕЦ

ЭВОЕ

ЕЛИЕ

ОТХОД

3