Техника - молодёжи 1960-10, страница 11

Техника - молодёжи 1960-10, страница 11

дили инженеры И. J1. Талмуд и Ф. И. Строков. В результате всех этих работ была создана первая технологическая схема эффективного использования нефелинового шлама в качестве сырья для производства высокопрочного и дешевого портланд-цемента. Была решена гигантская проблема.

6 июле 1941 года уже предполагался пуск Волховского комбината, объединявшего производство алюминия и цемента из нефелинового концентрата. Великая Отечественная война прервала строительство.

ГЛИНОЗЕМ — ЦЕМЕНТ — СОДА

У чсе после войны на Волховском заводе проводились опыты по освоению технологической схемы.

Теперь эта технология выглядела так: нефелин смешивается и перемалывается с дробленым известняком в шаровой мельнице, куда подается и вода. Получающаяся масса перекачивается в небольшую вращающуюся печь, где обжигается при температурах около 1300°. Образуются твердые комки—■ спек нефелина с известью. Этот спек поступает а следующую шаровую мельницу.

6 отличие от нефелина и извести спек уже частично растворим в горячем содовом растворе. Растворяется та часть спека, которая содержит глинозем и щелочи. А нерастворимый кремнезем, связанный при спекании с окисью кальция, выпадает в осадок и образует нефелиновый шлам. Тот самый шлам, который является полупродуктом для производства портланд-цемента. Оставшиеся окислы алюминия и щелочи соединяются и образуют раствор алюминатов калия и натрия, который вновь очищается от возможных примесей нремнеземв и подвергается действию углекислого газа (карбонизации). Для этой цели используются газы, отходящие из вращающейся печи. ,

Б результате карбонизации в содовом растворе образуется студнеобразный осадок гидрата окиси алюминия.

Освободившиеся щелочи насыщают содовый раствор, который идет для получения соды и поташа, а осадок гидроокиси алюминия вновь обжигается во вращающейся печи. Из печи выходит глинозем. Теперь до алюминия один шаг.

Казалось бы, все хорошо, глинозем получен. И тут перед исследователями вновь возникла старая проблема: выяснилось, что лишь 18% спека идет на производство глинозема и соды. Остальные 82% образуют отходы — нефелиновый шлам.

Надо было использовать этот шлам. Иначе алюминий из полученного глинозема будет стоить во много раз дороже, чем алюминий из бокситов.

Мы уже знаем, что нефелиновый шлам является полупродуктом портланд-цемента, от которого он отличается лишь меньшим содержанием окиси кальция. Это белитовый шлам. А полученный на основе белита нефелиновый цемент уже не мог удовлетворить растущие требования нашего строительства.

Чтобы получить высококачественный портланд-цемент, надо было довести содержание извести в нефелиновом шламе до необходимой нормы. Инженеры повели свои работы именно в этом направлении.

И опять неожиданные трудности: никак не удавалось перемешать тяжелый шлам и легкий известняк. Они упорно расслаивались, и известняк всплывал поверх шлама. Эксперимент шел за экспериментом. Успех подчас зависел от мело

чей. Подбирался режим воздушного дутья, новая методика перемешивания шлама с известняком и т. д. Словом, пришлось разработать целый комплекс сложных технологических операций, которые, наконец, принесли успех. И с 1952 года на Волховском комбинате началось производство высококачественного и очень дешевого портланд-цемента из нефелиновых отходов. А дешев он потому, что отпадает вся стадия добычи и подготовки сырьевых материалов, обжиг протекает со значительно меньшими расходами топлива и при большей производительности вращающихся печей.

бот когда была окончательно решена проблема комплексного использования нефелинов! Самый дешевый в стране алюминий получают из нефелинов. И все потому, что совместно с ним производятся огромные количества цемента и соды.

Советское правительство высоко оценило многолетний труд инженеров. За разработку и промышленное освоение метода комплексной переработки нефелинового сырья И. Л. Талмуду, О. Н. Захаржевскому, В. П. Почивалову, Н. И. Блодавец, В. А. Крочевскому и Ф. Н. Строкову присуждена Ленинская премия.

БУДУЩЕЕ ЗА НЕФЕЛИНАМИ

Итак, советские ученые одержали огромную победу. Для народного хозяйства открыта новая, практически неограниченная сырьевая база.

бее увеличиваются темпы развития промышленности в Советской стране, осваиваются новые районы нашей необъятной Родины. На очереди великое преобразование Сибири. На месте дремучей тайги поднимаются корпуса заводов и фабрик, зажигают электрические огни новые социалистические города, высоко в сибирском небе пролетают серебристые воздушные лайнеры, могучие сибирские реки перекрыты плопгинамн гидроэлектростанций.

Для строительства нужен цемент. Для полей — удобрения. Для промышленности — алюминий, «металл социализма», по выражению Чернышевского Сода—для производства стекла и бытовых нужд.

Всем богата Сибирь, а сырья для цемента там почти нет.

И бокситов, сырья для производства алюминия, тоже нет. Но есть нефелин!

в Ачинске на основе нефелинов создается мощный промышленный комплекс.

На цветной вкладке показано, что можно получить нз нефелина; ниже — технологическая схема его переработки.

Рождается целый комбинат и в безжизненных горах Раздана. Алюминий и цемент, сода — будущая его продукция.

В пустынные, сожженные солнцем горы пришли люди, пришла жизнь. И это тоже благодаря нефелинам, которых так много в нашей стране.

Теперь можно и закончить рассказ о том, как настойчивые советские люди сделали обычный камень источником несметных богатств.

Нефелиновая шкатулка открыта народу!

Карбонизация раствора алюминатов. В растворе — карбонаты натрия и калия, из которых получают соду и поташ. В осадке — гидроокись алюминия после обжига превращающаяся в глинозем.