Техника - молодёжи 1960-11, страница 4

Техника - молодёжи 1960-11, страница 4

ко новых тракторов, но также новых тепловозов, сверхмощных паровви и гидравлических турбин, генераторов, моторов, электробуров и много, много другой техники. Во внеурочное время юноши и девушки построили и отправили в подшефные колхозы 75 универсальных погрузчиков, десятки бульдозеров, 50 доильных установок, более тысячи приспособлений для разгрузки силоса, 1 300 комплектов слесарных инструментов. Они сэкономили горы металла и строительных материалов и строят из них на селе 30 электрических станций...

Что же, спросите, Харьков какой-то чудесный, сказочный город? Нет, самый обыкновенный. Но тогда каким же образом молодежи удается достигать всего этого?

ОПЕРАЦИЯ «ТЭ-12»

Тяжелый товарный состав птицей летит по высокому железнодорожному полотну. С такими скоростями, пожалуй, не всегда ходят даже пассажирские поезда: она более 100 км/час1 Состав ведет новый двухсекционный тепловоз «ТЭ-12» мощностью 6 тыс. л. с. Он выпущен в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени Малышева на 4 месяца раньше срока. Выиграть 4 месяца! За это время комсомольцы завода взялись выпустить еще более совершенный тепловоз — «ТЭ-30».

Два тепловоза вместо одного! Вот наглядная власть над временем! Она осуществлена штабом по новой технике.

«Операция «ТЭ-12». Впервые эти слова прозвучали после того, как главный конструктор Кирнарский рассказал в комитете комсомола о новом тепловозе и о примерных сроках его постройки. Тут же был создан комсомольский штаб по «ТЭ-12», которому и поручили сложную операцию —> взять под контроль производство каждого узла, каждой детали новой машины.

«Получено задание «ТЭ-12»!» — пронеслось по заводу. И в цехах, на отдельных участках, в мастерских, в чертежных залах — всюду стали возникать сигнальные посты. Это глаза и руки штаба, его оружие. Юноши и девушки

мм, они постоянно пропагандировали новую машину, не стесняясь спорили с мастерами, с начальниками цехов, с главным инженером. Докеэывали, настаивали: «Вот сейчас надо принимать такие-то и такие-то срочные меры...» А если не помогало, то вывешивали едкие, острые «молнии» прямо у проходной или вызывали виновного на отчет в штаб, в комитет комсомола — все равно будь то рядовой рабочий или ведущий инженер. И действовало! В сборочный цех все с большим и большим опережением графика приходили узлы и детали с зеленой наклейкой: «ТЭ-12» — на магистрали Родины!» Зеленый цвет — «зеленая улица» узлу и деталям.

Штаб и сигнальные посты становились даже организаторами настоящих подвигов. Как-то из холодноштампово-го цеха пришло сообщение: "«Через 3 дня на сборку должны поступить масляные секции, а по положению дел ясно, что для их изготовления требуются 2—3 недели». Члены штаба немед

ленно оказались в цехе. Они не могли быть равнодушными. Еще немного, и сборка тепловоза остановится. И надолго! Их взволнованность передалась молодым рабочим. Думали аместе, как устранить нависшую угрозу. И тогда...

Масляные секции — это трубки и пластины. Сначала их должен собрать слесарь и передать сварщикам и лудильщикам, потом снова получить, чтобы обработать. Эту цепочку сжали. Лудильщик Котлявец, сварщики Бре-славский и Шалыгина не стали ждать, когда слесари закончат работу, и пришли им на помощь. Время сдалось под натиском самоотверженного труда. Произошло невероятное. Огромная работа была выполнена в 3 дня. Секции вовремя появились на сборке.

В увлекательных событиях проходила вся операция по контролю над созданием нового тепловоза. А когда он, мягко шумя моторами, двинулся к воротам завода, то ему вслед, точно крылья птиц, взмахнули сотни загорелых рабочих рук.

МЕТАЛЛ ДОБЫВАЮТ В МАШИНЕ

Штаб... Благодаря ему порой самые неожиданные задания выполняют харьковские комсомольцы. Даже такое: добыть металл а... новой паровой машине.

Это произошло на турбинном заводе. Молодых рабочих беспокоило, что на сверхмощные паровые и газовые турбины, которые они делали для крупнейших электростанций страны, уходит уж очень много металла. В самом деле. Вот ротор паровой турбины а 150 тыс. кат. Для него нужен был громадный слиток из жаропрочной стали весом до 200 т. Отковать такой слиток можно было только на гигантском прессе мощностью 15—20 тыс. т, но и тогда ротор получался тяжелым, громоздким, требовал дополнительной сложной обреботки. В это время на заводе был создан штаб по новой технике. Первое задание, которое он получил, было — внедрить сварку на предприятии и любыми средствами снизить расход дорогостоящих материалов. Сварка и экономия металла. На первый взгляд казалось — это разные вещи. Но посмотрите, что получилось. По поручению штаба скоростную электросварку на полуавтоматах в среде углекислого газа вначале освоил молодой бригадир Иван Свитайло. Потом он обучил этому Трегубенко, Бочарова, Середина, Широва, Бунина. Сварка стала быстро распространяться по заводу. Ее преимущества—высокое качество, ско. рость, удобство — стали использовать не только рабочие, но и конструкторы. И вот... Впервые в практике турбостроения сварку применили при изготовлении крупных тяжелонагруженных роторов. Их стали сваривать из семи отдельных кованых дисков, и не цельнолитых, как прежде, а пустотелых. На каждый ротор теперь уходило на 100 т меньше стали, а асе слитки вместе весили не больше 75 т. Самый большой из них весил 13 т. Ротор стал легким, компактным. В цилиндре турбины удалось разместить больше ступеней рабочих лопаток и впервые выполнить турбину мощностью 150 тыс. кат в двух цилиндрах вместо трех. Такие турбины стали иэготоалять серийно. Сэкономлены металл, труд, громадные средства и время.

Здесь—штаб, а на заводе имени Малышева за сварку взялся совет молодых специалистов — точнее, совет молодых сварщиков под председательством Симона Туманяна. Может быть, это и правильнее. Ведь кому, как не лучшим молодым специалистам вместе с главным сварщиком завода, подмечать и проводить в жизнь новейшие, увлекательнейшие технические идеи, планировать их и, по существу, управлять какой-то частью производства? Какие это может дать результаты? В одном

трубном участке, 3/4 всех свариваемых деталей переведены на автоматическую газоэлектрическую сварку. Просто идут пять автоматических установок вдоль труб и сваривают их. В другом случае вместо примитивного приспособления для сварки резервуаров теперь применяют сварочный трактор «ТС-17» — автомат на самодвижущейся тележке. Молодые специалисты надежно внедрили в производство также новую установку для сварки алюминия в среде аргона, дополнив ее конденсаторами, ротаметром для замера количества проходящего газа и другими приборами. Все это лишь на одном небольшом участке. Сколько же новшеств по всему заводу! Ведь здесь энергично действуют и другие советы: например, молодых технологов при главном технологе А. И. Исаеве, молодых металлургов при заместителе главного металлурга Иване Званцеве. 10 млн. рублей сберегут государству молодые рабочие, осуществив свои планы технического перевооружения завода.

10 миллионов рублей! Но, пожалуй, бще более дерзкая мечта у соседей малышеацев — комсомольцев Харьковского электромеханического завода. Тут войдешь в цех и видишь эти поразительно смелые лозунги: «Переоснастим завод по последним достижениям мировой науки и техники!» В руках юношей и девушек целая программа омоложения завода. Старые машины снимаются с производства. Многие были тяжелыми, собранными по сложным схемам, требовали большого расхода меди. Теперь с завода выходят малогабаритные, вькокосовершенные двигатели, автоматические магнитные станции управления, электрооборудование для крупнейших в мире станов горячей и холодной прокатки и для гигантских роторных экскаваторов. Не десять, а десятки миллионов рублей годовой эко: номии дала государству брызжущая через край энергия юношей и девушек с ХЭМЗа. Эта энергия так велика, что ие удержать ее в стенах завода. Срочные заказы 58 строек семилетки выполняет ХЭМЗ. И каждая стройка — под наблюдением штаба. В 33 страны мира отправляет свою продукцию завод. И молодежь поддерживает связь со всеми этими странами. Связь непосредственная — поездки и письма, обмен продукцией и специелистами... Настоящие мировые масштабы!

ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ — 172 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

Должно быть, каждому приятно положить на книжку крупную сумму сэкономленных денег—100 или 500 рублей, или, может быть, 1 000. Ну, а если это миллион? Вы спросите, откуда взять такие средства? Смотря у кого спраши

2