Техника - молодёжи 1962-06, страница 27

Техника - молодёжи 1962-06, страница 27

Город кончился. Впереди, прямо передо мной, проходил передний , край строительства. Строители — цель моего приезда в Новокузнецк. Я собирался зайти в трест, отрекомендоваться, объяснить, для чего приехал. Пусть мне посоветуют, на какую стройплощадку лучше всего отправиться. Но картина. внезапно открывшаяся впереди, перевернула все мои планы. Вдруг захотелось просто подойти к одному из этих людей, работающих там, у котлована, познакомиться и поговорить по душам.

Я наугад выбрал человека. А минут через пять мы уже сидели за длинным столом в домике, который был «штабом» строительства. Моим случайным собеседником оказался Валерий Клементьевич Паршуто. мастер первого участка, заместитель секретаря комсомольской организации. Года два назад он закончил Томский строительный институт.

Разговор зашел о молодежи.

В руках у Валерия какая-то книжка. Перехватив мой взгляд, он поясняет:

— Это наш «вопросник». По этим вопросам рабочие будут готовиться к экзаменам.

— К экзаменам?

— Да. На одном из собраний инженерно-технических работников СУ-9 треста «Кузнецкжилстрой» кто-то внес интересное предложение — инженеры должны передавать свои знания рабочим. И вот школа работает... И каждый учебный сезон кончается экзаменами. Тем, кто успешно сдал, присваивается очередной производственный разряд.

— А еслн уже присвоен высший?

— Тогда комиссия рекомендует такого «выпускника» на двухгодичные курсы бригадиров. Из моих иа этих курсах занимаются трое.

Школа как школа, подумал я. Но есть еще очень важное отличие, о котором не сказал Валерий. Ведь она существует на общественных началах! И ученики и учителя, работая рядом на строительстве, свободное время отдают учебе.

— А бывает и так, — перебил мон мысли Паршуто, — какие-нибудь перебои в снабжении материалами — одним словом, вынужденный простой. Теперь эти минуты не проходят даром — занимаемся.

— Но почему родилась эта мысль — передавать знания рабочим?

— Я думаю, — ответил Валерий, — лучше всего на ваш вопрос ответить двумя примерами. Вот первый. В 1960 году приехали в город демобилизованные воины. Один пришел на строительство к нам. Обратите внимание — не имел никакой строительной специальности.

Прошло полтора года. Как вы думаете. кто он сейчас? Ну, скажем, до какого разряда дошел? Какой специальностью овладел? Не угадаете! Во-первых, у него сейчас три специальности: монтажник, бетонщик и плотник. Во-вторых, четвертый разряд — высший. И, в-третьих, рекомендован на курсы бригадиров. Кстати, пришел он к иам комсомольцем, а теперь кандидат в члены

ИНЖЕНЕРЫ, СВОИ ЗНАНИЯ КАЖДОМУ РАБОЧЕМУ!

Шнолл с

кпд

партии, член бюро ВЛКСМ нашего стройуправления. Фамилия его — Степаненко. А вот другой пример. Впрочем, — Валерий выглянул в окошко и повернулся ко мне. — Лучше посмотрите сами.

Мы вышли иа площадку.

— Михаил Иванович Ершов, — сказал Паршуто, подводи меня к одному из строителей. — Рационализатор. И. — он показал куда-то под ноги. — его рацпредложение.

Я посмотрел вниз. Мы стояли на краю котлована, в котором уже был заложен фундамент.

— Вот сюда, — начал рассказывать Михаил Иванович. — между железобетонными блоками фундамента. засыпается грунт. По нему будут стелиться полы, ^рунт со временем утрамбовывается, и полы перекашиваются. Раза три их приходится переделывать, а зто тем более сложно, что речь идет о помещении, где будет детский сад или ясли. Представляете себе, дети — и смена полов. Неприятная история... Первая мысль, которая пришла мие в голову. была такая — надо избавиться от грунта. Честно говоря, эта проблема решилась довольно просто. Вот эти пролеты, которые у вас под ногами, можно перекрыть балкамн, так называемыми ТБУ-14 — тавровая балка усиленная. Между балками — шлакоблочные вкладыши, а по ним стелить полы. Но когда я пошел по этому пути, передо мной встала и другая задача. Дело в том, что в грунте, который сюда засыпается, проходили специальные каналы, и в них — трубы отопительной системы. Куда их поместить в этом случае?

Михаил Иванович замолчал, задумался, точно ему лишь сейчас приходится решать эту задачу.

Я разглядывал пролет фундамента. Действительно, с края на край перекинуты балки, у них небольшие выступы, иа которых покоятся шлакоблочные вкладыши. А внизу — до самого дна пролета — пустота. Рационализатору удалось уйти от грунта, но где будет проходить отопительная сеть? Не ставить же какие-нибудь опоры специально для этого — тогда уж проще насыпать грунт.

— Нет, — сказал Ершов, словно читая мои мысли, — решение должно быть экономичным, более. — ои подчеркнул это слово, — экономичным, чем засыпка грунта. Мне удалось разработать систему кронштейнов, иа которых можно подвесить

трубы отопительной сетн. Да. подвесить. А что? Разве обязательно из-за этого насыпать грунт? Ведь это 3 метра 60 сантиметров — целый курган! Подумайте, что значит избавиться от такой громоздкой операции. Экономия иа одном объекте только по грунту — более 300 куб. м.

— Вам понятно, почему я привел именно этн два примера — Степаненко и Ершов? — спросил Валерий, когда мы вернулись в домик. — А ведь все очень просто. Школа в свое время не давала никакой производственной профессии. А есть такое стремление у молодежи — стать непосредственным создателем материальных ценностей. И как можно скорее. Вот и получается: приходит такой паренек, скажем, иа стройку, а специальности иет. Но и это еще полдела. У него десятилетка, и ему хочется не просто овладеть той или иной строительной профессией, а иметь, и достаточно широкий. технический кругозор, так сказать, элементы инженерных знаний. Это с одной стороны. С другой —

Ш ТМИМ» ВАЛКА ШЛАШОЧИЫИ ЩЛШ1Ш

массовое движение рабочих-рационализаторов. Их творчество основано на богатейшем опыте. Это. конечно, здорово. Но представляете, как нужны этнм людям те же самые элементы инженерных знаний! Как бы они засверкали в руках этих ищущих, неугомонных практиков!

...Я шел со стройплощадки мимо только что построенных кварталов, поднятых Валерием и его товарищами — «учениками» и «преподавателями». Шел и думал: школа, с которой я познакомился, — очень гибкая, дельная и целеустремленная форма обучения. Свои инженеры, на своей стройке. — своим рабочим... Я бы сказал, обучение с высоким кпд!

П. КОРОП

23