Техника - молодёжи 1962-08, страница 26

Техника - молодёжи 1962-08, страница 26

о £

о <0

о 2d

О »

С

<0 о ж

Коллектив ГИРДа с первых же дней его возникновения упорно стремился к одной цели: преодолев все трудности, заставить работать ракетный двигатель и сложную арматуру, чтобы ракеты могли летать. А трудностей было много. Никто еще в нашей стране не занимался решением практических вопросов ракетной техники. Была только теория К. Э. Циолковского, был неутомимый <£>. А. Цандер и небольшой коллектив молодых инженеров и рабочих.

Темпы, взятые гирдовцами, почувствовались довольно скоро. Всякая новая оригинальная конструкция создается обычно по этапам. Здесь же все работы — расчеты, разработка чертежей, изготовление и испытание деталей — производились одновременно. Люди понимали друг друга с полуслова, и часто «тепленький» еще чертеж летел в производство, и механики, собирая узлы двигателей и ракет, уже продумывали, как быстрее и лучше их испытать.

Любопытно вспомнить, что в ГИРДе был никем не предписанный, но жестко установившийся закон: не уходить домой до тех пор, пока какой-то этап работы (конструкторский или производственный) не будет завершен. Нередко бригада оставалась работать на всю ночь.

Вспоминается любопытный случай. Городской комитет профсоюза, узнав, что в ГИРДе работают более восьми часов, а иногда даже ночами, всполошился. Срочно было созвано собрание, на котором выступил инспектор по охране труда. В производственном помещении собрался весь состав гирдов-цев. Инспектор, поминутно вытирая вспотевший лоб, уже около часа говорил о соблюдении трудового законодательства.

Молодые, задорные механики, которые пришли работать в ГИРД, как они говорили, «не за деньги, а по душевному •влечению», сидели и подмигивали друг другу, девушки перешептывались, а инженеры нервничали и всем своим поведением давали понять, что время тратится впустую. Не известно, чем бы ©се это кончилось, но неожиданно Ф. А. Цандер разрядил накалившуюся обстановку таким вопросом: «Скажите, «пожалуйста, когда в" 1917 году «аш народ завоевывал советскую власть, профсоюз тоже регламентировал время боев? Я думаю, что нет. Как же вы не можете понять, что сидящие здесь люди—такие же воины, только вооружены они не .винтовками, а умом и трудом. Мы хотим получить космические скорости до тридцати тысяч километров в час, чтобы можно было слетать на Марс и другие планеты. Человек проникает в космос! Вы понимаете, что это такое?»

Наступила мертвая тишина. Инспектор явно растерялся от такого вопроса, попытался что-то ответить, но так сильно поперхнулся, что очки слетели с носа. Грянул такой хохот, что бедняга инспектор оторопел. Пробормотав что-то невнятное, он закрыл это неудачное совещание.

Однажды с одним из гирдовцев, студентом МАИ Яковым, случилось несчастье. Во время катания на коньках он упал и сломал ногу. Вызванный врач-хирург наложил rwnc я хотел отвезти Якова :в больницу. Однако он запротестовал и попросился в студенческое общежитие, где он жил. Врач недоуменно посмотрел на него: «Вам нужен постельный режим, уход, питание. В общежитии днем никого нет, все 'возвращаются только поздно вечером. Вы думали об этом?» Больной стоял на своем. Студент Яков производил теоретические расчеты по ракете, и лечь в больницу означало для него на полторапдва месяца приостановить работу. Так, лежа в постели, Яков ежедневно работал, подчас забывая о своем положении.

Вспоминается вот еще какой случай. Поздно ночью в конструкторской бригаде вновь и вновь проверялись чертежи ракеты, и вдруг обнаружилось, что в одну деталь должны быть внесены изменения. Деталь, очень трудоемкая, уже была на станке. Предупредить токаря могла только Леля Снегирева. Дело в том, что вся целиком конструкторская бригада собиралась только по вечерам, в общественном порядке. Леля же в единственном числе была штатным конструктором ГИРДа.

В то утро случилось непредвиденное. Когда Леля, уже одетая, стояла на пороге, чтобы идти в ГИРД, с матерью сделалось плохо. Как быть? Решение созрело мгновенно: звонок в «Скорую помощь», с матерью остается соседка — девочка-подросток.

...Когда она, задыхаясь, ворвалась в подвал, резец уже коснулся детали.

— Стоп!

Таковы были люди ГИРДа, стоявшие на заре космической эры.

(Продолжение. Начало см, в Ne 6)

Л. КОРНЩ

инженер

ПЕРВЫЙ СТАИ

Наступило 17 августа 1933 года. Раннее солнечное утро. У входа в подеа ГИРДа стоит груженая автомашин! В середине ее кузова — серебриста сигарообразная ракета. Тут же дымита самодельный дюаровский сосуд с жидким кислородом. Несколько з стор не — необходимые для старта инстру-менты и приборы.

Волнения, бессонные ночи, радости и огорчения — все позади. Но полети ли вообще ракета? И если полетит, то по какой траектории? Ведь опыт гир-довцев был первым в нашей стране!

Наконец все усаживаются в машину, Двое механиков бережно держат ракету на коленях, чтобы не трясло hi ухабах.

...Быстро промелькнули два десятке километров. Вот и опушка леса, где должен быть произведен запуск.

Установили пусковой станок, еще pai проверили все узлы ракеты, и вот ohj уже на старте. Как-то все ладилось > спорилось в тот день. Стали заливап жидкий кислород в бак ракеты. Ден> был солнечный, жаркий. Кислород начал интенсивно испаряться, окутав ракету и людей серым облаком. Но вот заливка окончена, поставлена заглуи-ка. Давление в баке стало медленно нарастать. Издали велось наблюденм за манометром. Когда он запотевав один из механиков быстро подбега! к ракете, мгновенно очищал стеки и — снова в укрытие. Наконец давленм в баках поднялось до расчетной вът чины, и был подожжен бикфорда шнур для открытия парашюта на определенной высоте. Зажигание компонентов смеси производилось с пс-мощью обыкновенной автосвечи, кого рая работала от магнето.

Вот .последовала команда: «ПускЬ В ту же секунду завертелась ручм магнето, и веревочкой из укрытия бы открыт кислородный кран.

Сноп огня вырвался из камеры сгорания. Заработал двигатель, издава! при этом характерный, знакомый ns десяткам испытаний на стенде зву| Слегка вздрогнув, ракета начала мед денно подниматься вверх по Hanpai ляющим пускового станка. Вот она и какое-то мгновение остановилась, м бы раздумывая, взлететь ей или не а затем ринулась ввысь, оставляя : собой белый хвост от сгоревших ко* понентов топлива. Извергая столб огн

22