Техника - молодёжи 1963-04, страница 11

Техника - молодёжи 1963-04, страница 11

ДОМ ИЗ НАС

Еще в дореволюционной научной литературе была описана женщина, умевшая с завязанными глазами на ощупь определять цвета, читать сквозь запечатанный конверт. И все же испытываешь волнение, когда знакомишься с Розой Кулешовой. Как объяснить ее удивительную способность определять на ощупь надписи, сделанные различным шрифтом, содержание рисунков на почтовых марках, цвет бумаги, тканей, ниток? Опыты, проведенные доцентами С. Н. Добронравовым и Я. Р. Фи-шялевым (г. Свердловск) и дальнейшие исследования, выполненные ■ психологической лаборатории Ниж-не-Тагильского пединститута врачом И. М. Гольдбергом, доцентом М. М. Кожевниковым и автором этой статьи, позволили заключить, что у Розы имеет место чувствительность, которую можно назвать кожно-оптическим чувством.

ПАЛЕЦ ВОСПРИНИМАЕТ СВЕТ

Роза ощущает цвет луча, пропущенного через светофильтры и падающего ей на пальцы. Роза говорит: «Это красный луч, а это зеленый; это оранжевый, а это голубой» и т. д. Причем она различает как ярко выраженный, так и слабый цветовой тон луча. Ею хорошо различались цветные лучи, предварительно пропущенные через линзу с водой и затем отраженные на ее руку зеркалом.

Было замечено, что в процессе чтения пальцы Кулешовой иногда идут по белой бумаге под строкой, но Роза читает то, что написано сверху. Чтобы понять это явление, поставили опыт. Розе предъявляли серые треугольники, расположенные на ярком цветном фоне: в одном случае на красном, в другом — на зеленом, • третьем — на желтом. Эти серые треугольники лри обычном зрительном восприятии из-за действия цветового контраста приобретают, особенно по краям, оттенок, дополнительный к фону, — на красном фоне серый треугольник зеленеет, на зеленом кажется розоватым, на желтом синеет. Палец Розы опускали на середину серого треугольника так, чтобы палец не касался окружающего цветного фона. И она каждый раз ощущала осязаемую ловерхность не как серую, а как окрашенную цветом, дополнительным к фону: зеленоватым, розовым и синим. Это значит, что ее пальцы воспринимали свет, отраженный от соседних окрашенных участков, которых она не касалась. Именно возможность чувствования световых различий позволила Розе научиться читать рукой крупный текст и цифры через стекло и целлофановую пленку, определять форму и цвет кривой на экране осциллографа, уровень, а порою и окраску жидко-' стей, находящихся в пробирках.

СХОДСТВО ОБЫЧНОГО И НЕОБЫЧНОГО ВИДЕНИЯ

К ожно-оптическое чувство у Кулешовой подчиняется тем же законам смешения цветов, что и наши зрительные ощущения. Когда Роза осязала пальцами синий квадрат ■ лучах красного света, то квадрат ей казался фиолето

вым, как и экспериментатору, который на него в это вре{ля смотрел. Когда же вместо красного света включали белый свет, то и Роза пальцами и экспериментатор глазами снова видели квадрат синим.

Очень сильно выражена у Кулешовой константность восприятия цвета, то есть относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Писчая бумага, например, воспринимается нами как белая и в условиях яркого солнечного света, и в сумерках, и при электрическом освещении. Если же эту бумагу освещать ярким цветным светом, например красным, то она приобретает цвет освещения. Кулешова же, как это ни странно, при кожно-оптиче-ском восприятии продолжает ощущать писчую бумагу как белую и в лучах красного фонаря.

В более отчетливой форме, чем у нас при зрительном восприятии, проявляются у Розы Кулешовой • процессе осязания различного рода оптические иллюзии.

КАКОВЫ ЖЕ РАЗЛИЧИЯ!

Ножно-оптическому чувству присущи некоторые особенности, недоступные зрению. Роза научилась на ощупь распознавать цветовые тона, буквы и цифры через лист белой писчей бумаги.

При видении пальцами восприятие электромагнитных колебаний кож

ным анализатором приводит к возникновению в сознании не зрительных, а особых оптических образов кожной чувствительности. Роза не всегда умеет описать их, но она говорит, что чувствует каждый цвет по-особому — в виде «крестиков», «точек», «волни-

Иллюаия контраста. Центральный круг слева кажется Pose больше, чем такой же круг справа, хотя они и равны.

ЦВЕТи свет

Цл ^AllBlAln

доцент Нижне-Тагильского НЫ Д ЩДДД. 1щ П И_ пединститута ■ 1Я щШК f || Иг

НЕТ ЛИ ОБЩЕГО МЕЖДУ НИМИ?

7