Техника - молодёжи 1963-12, страница 24

Техника - молодёжи 1963-12, страница 24

„Создание большой химии для сельсного хозяйства — всенародное дело Важную роль в этом должны сыграть наш славный номсомол, советская молодеть".

Из письма ЦК КПСС и Совета Министров СССР

за ОБ/1акауии

А. ЕФИМЬЕВ, наш спец. корреспондент

Сначала короткая информация. В июле этого года в Заполярье стал выдавать продукцию гигант большой химии АНОФ-2 — вторая в Кировске апатито-нефелино-вая обогатительная фабрика, Всесоюзная ударная комсомотьская стройка. Предприятие, постепенно набирая мощность, станет перерабатывать до 12—18 млн. т минерала в год. Никаких рудников, существовавших тут до сих пор, не хватило бы, чтобы удовлетворить аппетит такого великана. Поэтому создается новый рудник высоко в горах, на плато Рас-вумчорр. Здесь открыто богатейшее месторождение апатитов. Но рудник еще нужно оборудовать. Возникает вопрос: как? Руда находится за облаками. И надо наладить непрерывный поток ее оттуда к «земному» предприятию в долине за многие километры.

ПОДВИГ НА РАСВУМЧОРРЕ

Огромный динозавр попал в каменное кольцо гор, ткнулся головой в голубое озеро и замер навеки. На широкой спине его лежит снег. Под крутыми боками на зеленом ковре блестит речка-ниточка. Так выглядит Расвумчорр летом в погожий день.

По извилистому хвосту чудовища взбирается дорога. По ней пришли на голое высокогорное плато первые комсомольцы. Расвумчорр встретил их свирепой метелью: раскидало шпальный брус, занесло ящики с узлами экскаваторов. Ребята едва успели укрыться в домике метеорологов. Те пошутили: «Полярные надбавки пошли... Привыкнете».

Теперь здесь, на одной из самых высоких точек Хибин, точно памятник, стоят два многоэтажных жилых дома. С верхнего этажа видны где-то далеко внизу, в долине, квадратики — кварталы Кировска. Видны изредка. Чаще Расвумчорр обкладывают облака, над плато ревут ветры.

— Разве можно тут устраивать канатную подвесную дорогу? — говорит молодой специалист, начальник штаба «Комсомольского прожектора» на Расвумчорре Николай Щербина. Он прибыл на стройку вместе с первыми восемью комсомольцами, а теперь руководит целым участком.

— А что, есть такой проект?

— Был...

Предполагалось с вершины горы протянуть к долине канаты и пускать по ним вагонетки с рудой. Они долж ны были двигаться непрерывно, как челнок, — вниз-вверх. Но... t

— Однажды мы установили буровую вышку, — рассказывает Щербина, — на бетонном основании, на растяжках. Только закончили работу — метель. Через три дня вернулись — голое место. Все унесло.

Сбросило, наверное, в Дразнящее ущелье. Там и дна не видно. Если крикнешь, потом целую минуту эхо слышишь, будто тебя передразнива ют. Так вот, о таких сильных ветрах, должно быть, не знали. У здешних метеорологов приборы могут показывать скорость ветра только до 40 метров в секунду. Канатную дорогу тоже сорвало бы.

Выясняется, что были и другие проекты. Предлагали вывозить руду на мощных вертолетах.

— Отклонили, — со сдержанной улыбкой говорит Щербина.

Потом появилось более реальное решение — просто сбрасывать руду с горы вниз, с отвесных круч. Это еще куда ни шло летом. Да и то даже в июне—июле руду внезапно может засыпать снег, не говоря уж о зиме. Сколько же будет потерь от россыпи ценнейшего минерала по склону, по скалам?

Самый простой выход, казалось бы, — дорога. Но не в здешних условиях. В непогоду по ней сквозь заносы многометровой толщины не могут пробиться даже составы из нескольких дизель-электрических тракторов.

Тогда проектировщики решили подобраться к сокровищам снизу — проложить под горой своеобразное «метро» и сделать грузовую станцию, а сверху, с плато, пробить к подземной станции на 600-метровой глубине вертикальные шахтные стволы. По ним независимо от погоды можно будет сбрасывать в вагоны руду прямо из самосвалов, поднимать и спускать оборудование, доставлять на работу людей, И этот проект был принят.

Он обладает еще одним достоинством.

...Груженный рудой состав быстро бежит под горой по наклонному тоннелю и (вырывается в лощину. Через несколько минут он уже в районе старого рудника, который связан железнодорожной магистралью с первой анатито-нефелиновой фабрикой. Дальше — Кировск и вторая обогатительная фабрика — стройка. Образуется цепь из коротких прочно связанных звеньев. Неоценимое удобство для эксплуатационников: большая свобода для маневрирования подвижным составом, запасами добытой руды, рабочей силой.

Однако (это уж всегда так!) на практике нелегко осуществить даже самый удачный замысел. Нужно было не только каким-то образом доставить огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, буровые станки на Расвумчорр, наладить снабжение стройки материалами, но и заставить работать машины на крыше суровых Хибин, на отметке «1100» На этой вершине не всякая техника оказы

валась, как говорится, «на высоте». Стоят, словно пристыженные, немые гиганты — новейшие буровые станки «БСШ» Бузулукского завода производительностью в 170 м за смену, на которые так рассчитывали строители. От них пришлось отказаться. У этих станков во время работы патрон, зажимающий штангу с буровым инструментом, проворачивается, штанга стоит на месте: скалистая, смерзшаяся порода на Расвумчорре слишком тверда для «БСШ». Чтобы не сорвать сроки намеченных работ, комсомольцы-буровики Николая Нефедова, Александра Алтыниикова и других перекрывали на старом оборудовании двойные нормы проходки.

Теперь три рудоспуска по шесть метров в диаметре пронзили каменную спину Расвумчорра на сотни метров вглубь. Пробивают и тоннель под горой ленинградцы-метростроевцы. Стройка в разгаре.

СОКРОВИЩА ХИБИН

Зачем же понадобилось людям с такой изобретательностью и упорством пробиваться к месторождению, спрятанному высоко в горах? Это трудно понять, не зная, что такое апатит.

«Камнем плодородия» называют его земледельцы, и для них сложные, нелегко произносимые иностранные слова: «преципитат», «суперфосфат», «термофосфат», «аммофос» — звучат так же просто и дорого, как «хлеб», «мясо», «масло», «сахар». Потому что очень многое зависит от этих минеральных удобрений, изготовляемых из апатита. Минеральные вещества содержат необходимые для растений элементы питания, благодаря которым получают высокие и устойчивые урожаи. Если в почве станет хватать фосфора, азота, калия, то урожай будет не только в 2—3 раза больше, но и лучше. Повысятся технические свойства волокна хлопчатника, льна, увеличится содержание сахара в свекле, крахмала — в картофеле, белка — в пшенице и кормовых травах, жира — в семенах подсолнечника. Фосфор, внесенный под озимые, увеличивает их сопротивляемость морозам в суровую зиму. Его добавляют и в корм животным, особенно молодым, — преципитат, например, позволяет получить очень хорошие привесы молодняка.

«Надо идти по пути резкого увеличения производства минеральных удобрений для колхозов и совхозов», — сказал Никита Сергеевич Хрущев, выступая с речью в сентябре этого года в Волгограде. «Мы поднимаем все на ноги, чтобы увеличить производство удобрений», —

19