Техника - молодёжи 1963-12, страница 27

Техника - молодёжи 1963-12, страница 27

подчеркнул он и наметил конкретную цифру — к 1965 году надо получать 35 млн. т минеральных удобрений, а к 1970 — 100 млн. т.

35 млн. т — это уровень производства США сейчас. Там фермеры полностью обеспечены минеральными удобрениями и вносят их на гектар пашни в среднем по 227 кг. «А у нас, — отметил Никита Сергеевич, — в среднем 70 кг».

И надо во что бы то ни стало ликвидировать этот недостаток. Что, если, например, поднять культуру земледелия и дать необходимую норму минеральных удобрений хозяйствам таких областей, как Курская, Орловская, Тульская, Калужская, Рязанская, Тамбовская, Липецкая? Сейчас здесь получают хлеба примерно по 10 центнеров с гектара , а можно получать в 3—4 раза больше. И так всюду, где еще испытывает земледелец недостаток в «камне плодородия».

Вот почему на одной из строек большой химии, в Хибинах, наперекор всем трудностям совершается прорыв к чудодейственным апатитам, упрятанным в горах.

Расвумчорр отдал людям свои сокровища. Однако их еще надо переработать, прежде чем отправить дальше, в эшелонах. Для этого-то и воздвигается рядом с горой гигант АНОФ-2.

КЛЮЧ К «ХЛЕБНОМУ КАМНЮ»

Этот ключ не простой. Его позволили создать химия, физика, механика, математика... Руду, отнятую у Расвумчорра, надо обогатить, превратить из соединений многих веществ в концентрат апатита.

Крупные, искрящиеся на свету куски минерала ссыпают из вагонов в бункеры, чтобы, переправляя его из одного производственного корпуса в другой, постепенно без потерь раздробить.

Тремя ступенями идет процесс. Машины дробят ценную руду сначала крупно, потом мельче, еще мельче... Магниты вылавливают металл, удаляется щепа... И вот главный корпус. Уже не дробилки, а огромные шаровые мельницы, осторож

но поворачивая свои вытянутые серые тела, бережно перемалывают минерал. Пожирать руду мельницам помогают «улитки», которые захватывают руду широко раскрытым горлом и быстро перегоняют ее через полый вал внутрь мельничных барабанов. Там катаются по футерованным стенам шары, падают, обрушиваются на руду. В паре с мельницей работает ее обязательный спутник — классификатор. Это наклонное корыто со шнеком внутри, как у мясорубки. Классификатор — надежный помощник мельницы. Он возвращает ей из растворенной в воде руды оставшиеся неперемолотыми частицы. Их выносит из ванны на своих лопастях вращающийся шнек. Основная же часть руды в виде пульпы сливается через край ванны в чаны.

Настает очень ответственный момент. Руду надо подготовить к флотации, обработать реагентами. Ведь на флотационной машине предстоит выделить из пульпы главный компонент руды — апатит. Его должен вывести на поверхность жидкости воздух. Для этого мельчайшим ча-сгицам апатита необходимо «при-липнуть» к пузырькам воздуха. В этом им помогают реагенты — таловое масло и синтетический материал — скисленный петролатум, которые добавляют в руду. Другую же составную часть руды — нефелин надо, наоборот, не поднять, а осадить. Чтобы частицы нефелина не соединялись с воздухом, а смачивались водой и опускались на дно, в пульпу вводят реагент — жидкое стекло Весь этот сложный процесс происходит в целой веренице камер. Полый вал с лопастями на конце опускается на дно камеры. Через вращающийся вал проходит воздух. Лопасти разбивают воздух на мелкие пузырьки и гонят вверх. Поэтому пульпа постоянно находится во взвешенном состоянии.

Другие лопасти сгребают с поверхности пену с апатитом в желоб.

Флотация протекает постепенно — от камеры к камере. Все более .тщательно разделяются апатит и нефелин. После флотации апатит подают в сгуститель. Это огромная чаша диаметром 30 м. Над ней медленно,

словно нехотя, вращается металлическая ферма. Гребни ее осторожно сдвигают концентрат апатита к центру, к отверстию на дне, сгущая всю массу полужидкого минерала.

Дальше, в других производственных корпусах, апатит отфильтровывают, сушат в печах потоками раскаленного воздуха и отправляют на силосный склад, напоминающий крупный элеватор Это уже готовая продукция. А в это же самое время «хвосты» — нефелин и другие вещества — словом, все, что осталось от руды, — отправляют по каналу ,в хранилище. Отсюда нефелин пойдет потом на поля в качестве калийных удобрений и как сырье — на предприятия стекольной, алюминиевой и химической промышленности.

Тяжел ключ к «камню плодородия». Но без него невозможно получать устойчивые богатые урожаи, увеличить производство сельскохозяйственной продукции.

Для комсомольцев — строителей АНОФ-2 это объяснять не нужно. Наоборот, здесь, в Заполярье, каждый сам горячо станет рассказывать новичку, почему надо поскорее ввести в строй вторую очередь стройки-гиганта. Как это важно стране! И тогда становится понятным другое: почему, например, о подвигах бригады коммунистического труда Гали Митру шенковой, бывшей* ярославской текстильщицы, ходят на стройке легенды. Почему ни снег, ни злые хибинские ветрй не могут помешать ребятам из бригады Николая Юрто-ва досрочно выполнить любую работу, за которою бы они ни взялись. Даже нехватка воды и продуктов во время 20-дневного бурана не заставила уйти с Расвумчорра Александра Алтынникова, Дмитрия Бармина, Алексея Егоренкова и других комсомольцев. Они продолжали работу. Теперь буровики установили здесь невиданный рекорд проходки ствола в глубь горы — 50 метров в месяц!

Подвиг на крыше Хибин продолжается. Сюда для освоения Севера едут тысячи юношей и девушек — новые будущие герои. АНОФ-2, Расвумчорр — это для них лишь одна из многих строек большой химии, над которой взял шефство комсомол.

Благодарность

Редакционная коллегия и все сотрудники редакции выражают сердечную благодарность и признательность Академии наук СССР, академиям наук Белоруссии и Азербайджана, ученым города науки Дубны, Советскому комитету защиты мира, правлению общества «Знание», Государственному комитету по делам изобретений и открытий Совета Министров СССР, Союзу журналистов СССР, академикам Н. Н. Андрееву, А. И. Бергу, Н. Г. Беленькому, Э. Коль-ману, В. Ф. Купревичу, П. А. Ребиндеру, члену-корреспонденту АН СССР В. И. Си-форову, герою Советского Союза лет-чику-космонавту Г. С. Титову, лауреату Ленинской и Государственной премии Г. И. Неклюдову, почетному доктору Нансийского университета Анри Штерн-фельду, лауреату Ленинской премии профессору П. А. Теснеру, коллегам из советских и зарубежных газет, журналов и издательств, а также всем предприятиям, организациям и товарищам, поздравившим журнал «Техника молодежи» в связи с его тридцатилетием.

НАГРАДЫ МОЛОДЫМ КОНСТРУКТОРАМ

По представлению редакционной коллегии журнала «Техника — молодежи» за творческую инициативу в области общественного технического творчества, за привлечение широких масс молодежи и достигнутые успехи в создании ориги~ нальных конструкций Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ: секцию самодельных автомобилей Московского городского автомотоклуба, общественное КБ тайнинских изобретателей, студенческое КБ Харьковского авиационного института, студенческое КБ Харьковского автодорожного института, ленинградское общественное КБ и коллектив молодых изобретателей омского технического училища № 21.

В целях поощрения технического творчества журнал «Техника — молодежи» учредил ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ, который будет присуждаться лицам, создавшим в свободное время особо оригинальные, высокопроизводительные и ценные кон

струкции, а также различным коллективам, активно способствующим развитию технического творчества.

Первые почетные дипломы вручены: Комитету ДОСААФ ЖЭКа М» 5 Свердловского района Москвы, РЖУ Свердловского района Москвы, товарищам: О. Антонову, Г. Волкову, Г. Звонилову» И. Курихину, О. Курихину, В. Леонову, Л. Лису, К. Ломакину, Г. Малиновскому, И. Манаенкову, М. Маслюку, Н. Мельнику, С. Полякову, А. Светикасу, М. Суханову, В. Трофимову и Г. Шилову.

22