Техника - молодёжи 1964-07, страница 64Клуб любителей фантастики ^^^швш гона n?05 тм занавес тайны бегущих лет и заглянуть в будущее или в прошлое. Схватить ускользающее мгновение. И как знать, возможно, тогда мы бы по-другому распорядились им, навёрстывая упущенное. * * * Над созданием Машины Времени столетиями бились учёные всего мир;». Надо сказать, что и наш 2100 год в плане решения этой задачи мало чем отличался от 1900 или 2000 годов. Наука лишь примеряла разные гипотезы, но ни на шаг не продвинулась к желаемой цели — передвижение во времени. Были, правда, несколько безумно-фантастических попыток в начале столетия, надолго разочаровавших предприимчивых учёных и превратившие саму мысль о покорении временных просторов в далёкую, призрачную мечту. Наверное, именно поэтому на идеи профессора Григорьева мало кто обращал внимание. Ещё одна Машина Времени? Безнадёжно, да и не ново! Так считали все, вплоть до того самого дня, когда профессор получил первое объёмное изображение прошлого. Но всё по порядку. С чего же начать? Наверное, с нашего знакомства. Высоко в горах среди хрупкой магии застывших елей затерялась небольшая астрономическая обсерватория. Редкий зевака случайно забредёт в такую глушь, но истинные любители Космоса стремятся под её купол, убегая подальше от ярких городских огней. Помню, тёплой августовской ночью я вёл наблюдения в свой собственный телескоп, установив его среди нагретых за день камней. Обсерватория серой тенью высилась в стороне, иногда лёгкий ветерок доносил до моего слуха приглушённые голоса. Я вглядывался в ночное небо, восхищаясь, гак ребёнок, его торжественной красотой — раскинулся над головой Великий Космос, легко и свободно смотрел он на Землю тысячами звёзд. Необыкновенный, удивительный, какие тайны хранит этот огромный мир в своём глубоком молчании? Тишину нарушил поднимающийся по тропинке человек. Завидев меня, махнул приветственно рукой, и неожиданно с тёмного силуэта посыпались ярким веером искры-звёздочки, взвились, закружились на фоне ночного неба, перемешиваясь со звёздами небесными. — Светлячки, — засмеялся он, — их тут много. - Виталий Игнатьевич, — узнал я профессора, — красиво, правда? Профессора Григорьева мне представили ещё днём — немолодой, худощавый, с к]жпким рукопожатием, он говорил мало, но смеялся в ответ на шутки искренне, от души, чем сразу же расположил к себе. 11екото|х;ю время мы вглядывались в мерцающие глубины [звёздного океана, и в ночной тишине любой вопрос, брошенный мысленно к звёздам, усиливался в своём порыве многократным эхом ударов наших сердец. Высоко над головой неведомый художник ярким штрихом падающей звезды беззвучно прочертил золотую линию. — Вглядываясь в Космос, мы заглядываем в своё прошлое, — вдруг, будто самому себе, Произнёс профессор. — В прошлое? — улыбнулся я. — Разве наше прошлое прячется среди звёзд? — Я так считаю, — ответил уверенно, словно точку поставил. — Этой весной мне удалось побывать па раскопках древнего города, я с вызовом глянул на профессора, — i гекоторым зданиям насчитывалось более пяти тысяч лет. Я впдел тени прошлого, но здесь, на Земле... Мы немного помолчат и. — Я слышал, вы конструируете Машину Времени? — задал я вопрос, зная, над чем профессор работал последнее время. — Да, — коротко ответил он. Ещё Герберт Уэллс предрекал её создание. Помните, оп перемещался во времени, находясь при этом на одном месте, просто окружающий мир изменялся со временем, увлекая его за собой. Вы считаете, что такие путешествия возможны? Учёный усмехнулся: — Если вы хотите увидеть прошлое, не привязывайтесь к Земле. Решение находится в пространстве вокруг неё. Я в недоумении поднял голову, разглядывая ночное небо. Видя моё замешательство, профессор продолжил: — Посмотрите на звёзды, свет от них идёт к нам тысячи, миллионы лет. Звезда, может быть, уже и не существует вовсе — она взорвалась или погасла, посейчас вы сё видите такой, какой она была в прошлом. Прос то световым волнам нужно какое-то время, чтобы достичь Земли. Вот так и нашу планету в эту самую минуту рассматривает кто-нибудь, ну, скажем, вон из той галактики, — и он указал рукой на далёкое пятно туманности Андромеды, — и видит Землю такой, какой она была, может, тысячу лет назад, может, миллион. Смотря, на каком расстоянии он находится от нас. — Это всего лишь свет, — возразил я, — но не само прошлое. — Не совсем гак, — n[xxj>eccop ненадолго задумался, а потом продолжил, — почему-то все считают, что время — это поток, который движется вместе с нами. — А разве это ire так? — Нет. Я считаю, что время, как и пространство, повсюду, им наполнена паша Вселенная. — Григорьев поднял голову вверх и указал рукой па звёзды, — Вот представьте нашу планету в Космосе. Она хорошо видна, хотя сама не излучает свет. — Она отражает солнечный свет, — кивнул я. — Каждую секунду, каждый миг в пространство уходит поток отражённых от Земли частиц-фотонов. А теперь представьте, что каждая лакая частица имеет способность к сохранению информации, обладает своеобразной памятью, — Памятью? — удивился я. — Нет, конечно же, не такой памятью, как у нас с вами, — улыбнулся профессор. — Скажем, эта память мгновенная. В самый момент удара-отражения фотон делает один-единственный снимок действителыкхти, отпечатывающийся на его поверхности. — Как фотоаппарат? — Да, на своём уровне. Непрерывный поток таких «фотоалпаратиков» уходит в пространство, всё дальше и дальше удаляясь от нас. Всё новые и новые частицы отражаются вдогонку за теми, которые унеслись ранее — вчера, год начат, тысячелетне назад. Нам нужно лишь догнать их и собрать информацию. — Снять с фотонов отпечатки событий? — Плёнки действительности, я лак их называю, — утвердительно кивнул головой профессор, - Собрать их воедино, получить изображение и оживить картинку. — Как прокрутить киноплёнку, — понял я, — из отдельных кадров складывается фильм. — В нашем случае об ьём н ы й фи л ьм, — уточ нил профессор, -) в трёхмерном измерении. — Но мы ведь живём в четырёхмерном измерении? ■ Да, мы двигаемся в трёх пространственных измерениях и одном временном. — То есть, оживив картинку, мы сможем увидеть прошлое, даже находиться внутри происходящих событий, как в стереокино, но г!мешаться и воздействовать на него у пас не получился?
|