Техника - молодёжи 1965-02, страница 40ф Животные великолепно умеют маскироваться. Сама по себе защитная окраска животных никого не удивляет. Однако в «оптике живой природы» существует много интересного, что неплохо бы изучить и применить в технике. Можно ли, например, убежать от собственной тени? Неотступно следует она за всяким освещенным предметом, и избавиться от нее, казалось бы, так же немыслимо, как убежать от самого себя. Однако некоторые животные умеют это делать. Бабочки часто так ориентируются по отношению к солнцу, что тень от крыльев превращается в незаметную линию. Особое расположение тела по отношению к солнцу, при котором тень становится наименьшей, замечено у некоторых птиц, например козодоев. Из этих же соображений звери прижимаются к земле. А некоторые ящерицы, например плоскохвостый геккон, имеют по бокам тела и хвоста специальные складки кожи, покрывающие отбрасываемую животным тень. Надо заметить, что любое физическое тело отбрасывает тень не только на землю. Если рассматривать под открытым небом какой-либо предмет, то сразу видно, что верхняя поверхность тела освещена более ярко, чем нижняя. Верхние части предмета отбрасывают тень на нижние. Это создает впечатление его рельефности и глубины, и предмет поэтому легко обнаружить, даже когда цвет окружающего фона полностью совпадает с его собственным. Представьте теперь тело, окрашенное неоднородно: светлее книзу. Здесь интенсивность окраски точно уравновешивает действие света и тени. Подобная раскраска сглаживает все рельефные переходы и делает предмет незаметным даже на близком расстоянии. Замечательно, что на шкуре и мехе, перьях и чешуе многих животных именно такая окраска: более темная на спине и постепенно переходящая в светлую к животу. Противотеневая расцветка характерна для плавающих у поверхности воды рыб (например, сельдей). «Одеяния» антилоп, ослов и оленей тоже противоте-невое. На этом защитном фоне располагаются рисунки оперения многих птиц, рисунки на коже у большинства змей, ящериц и амфибий. Интересно, что у обитающей в Ниле рыбы Синодонтис окраска как будто противоречит принципу противотени: спина у нее светлая, а брюхо окрашено в темный цвет. На самом же деле принцип этот и здесь сохранен: просто своеобразная манера плавания Синодонтиса не свойственна ни одной другой — она перемещается брюхом вверх. Совпадающая с фоном окраска в сочетании с противо-теневой расцветкой — прекрасная * шапка-невидимка. Но в природе однородный фон встречается крайне редко, а большинство животных постоянно переходит на новые места, окраска и рисунок которых почти всегда меняются. Поэтому для надежной маскировки необходимо нарушить впечатление однородности и оптически расчленить предмет на несколько мнимо различных. Природа это также «учла». Очень часто поверхность тела животного покрыта неправильным контрастным рисунком. Отдельные части этого рисунка в первую очередь привлекают внимание наблюдателя и мешают ему рассмотреть истинные контуры живого существа. Так, например, маскируются жирафы. «Таинственность их исчезновения, — пишет известный натуралист Вотан Кириби, — просто поразительна. Я часто подбирался к ним, и если в этот момент какой-либо другой объект отвлекал на несколько мгновений мое внимание, то, взглянув снова, я видел, что они исчезли. Не просто скрылись, отойдя на какое-то расстояние, но буквально исчезли, пропали, как дымка тумана при восходе солнца». Сколь это ни кажется странным, немногие животные так легко исчезают из виду, если на мгновение отвлечь от них свое внимание. А между тем используют жирафы чисто оптический эффект расчленения. Глаза животных благодаря резко очерченной круглой форме относятся к числу наиболее заметных органов (из всех геометрических форм круглый диск больше всего привлекает внимание. Недаром в качестве мишени для стрельбы по цели пользуются обычно черным «яблочком»!). Поэтому живым существам чаще всего надо уметь скрывать именно глаза. У некоторых рыб такую маскировку создают специальные окрашенные полосы, переходящие с поверхности тела на глаза, например окраска рыбы Хаэтодон. А возле основания хвоста у нее расположено большое, похожее на глаз пятно. Эта рыба имеет обыкнове- -ние медленно плавать хвостом вперед. Но при тревоге она устремляется в противоположном направлении. Это дезориентирует нападающего хищника и облегчает спасение. Пятна, полосы и рисунки, маскирующие глаза, встречаются у многих других животных: лягушек, змей, черепах и млекопитающих. У некоторых птиц (например, у белоногое и козодоев), а также у многих ящериц маскировка глаз проще: в случае опасности они прикрывают глаза веками, окраска которых сходна с окраской головы. Как видно, не всегда бессмысленно закрывать на опасность глаза. На вооружении живой природы состоят всевозможные способы маскировки. Как разведчик, меняющий одеяние в зависимости от времен года, представители животного мира могут, например, «менять» свою окраску. «Увиденный хамелеон — погибший хамелеон» — гласит испанская пословица. И справедливо, потому что это безобидное животное в случае опасности умеет лишь шипеть да надуваться. Способность хамелеона «менять туалеты» объясняется тем, что у него в коже есть особые ветвистые пигментные клетки — хроматофоры. Пигмент в них либо равномерно распределяется по всей их площади, либо собран в одном месте. В зависимости от этого кожа то темнеет, то светлеет. Хроматофоры есть в коже и у других животных (у ряда насекомых, моллюсков, рыб, амфибий и рептилий). Некоторые из них по способности быстро «переодеваться» не уступят и хамелеону Осьминоги, например, способны чернеть и бледнеть прямо на глазах. А камбалы в бассейне с дном из чередующихся кафельных плиток белого и черного цвета превращаются в настоящие живые шахматные доски. Поскольку техника наших дней уже научилась использовать тонкие «конструкции» живой природы, неплохо бы принять на вооружение и ее оптические находки. Как, например, лучше окрашивать знаки, регулирующие уличное движение? Хорошо вооруженные или ядовитые животные окрашиваются в очень контрастные цвета. Вряд ли поэтому можно считать удачным сочетание желтого и красного цвета, характерное для многих- знаков ГАИ. Целесообразно было бы изменить и некоторые изображаемые на них рисунки. Например, если желтый прямоугольник, нарисованный на красном фоне знака «Проезд воспрещен!», заменить белым или черным кругом, то заметен он будет, несомненно, лучше. Знакомство с окраской животных будет полезным и для архитектора. Он сможет так оформить здание, что подчеркнет одни его части и сделает малозаметными другие А художнику-оформителю это поможет привлечь внимание зрителя к какой-то определенной части пространства или плоскости. И, уж конечно, военному специалисту по камуфляжу совершенно необходимо знать, как достигается маскировка у животных. В бесчисленном разнообразии окрасок живых организмов мы находим остроумные решения многих оптических задач. Но чтобы успешно применить их, необходимо сотрудничество самых различных специалистов: зоологов и физиков-оптиков, художников и психологов. М. ГУЛИДОВ, биолог Из всех геометричесних форм круглый диск первым бросается в глаза (рис. 1). Расчлененный рисунок рыбы скалярии (рис. 2). На белом фоне заметен лишь темный рисунок рыбы, на темном, напротив — светлый. Лягушка Хиля (рис. 3) маскирует глаз продольной полосой пигмента. Обитающая в притонах Амазонки рыба Моноциррхус (рис. 4) похожа на лист не только по форме, но и по окраске; обычно она подбирается и добыче на боку или головой вниз, так что ее почти не видно. Лягушка Дендробатес (рис. 5) предупреждает каждого: «Не троньте меня! Я ядовитая!» 36 |