Техника - молодёжи 1965-05, страница 13

Техника - молодёжи 1965-05, страница 13

SL

активным

мутант 1

МУТАНТ 2

мутантЗ

неактивный

неактивным

неактивным

МУТАНТ! МУТАНТ2 МУТАНТ1 МУТАНТЗ МУТАНТ 2 МУТАНТЗ

неактивным

фаг без мутант 1-2 мутаций

активным

фаг без мутант 1-3 мутаций

активным

фаг без мутант2-3 мутаций

активным

активным

активным

Размеры цистронов определяются цис-транс-пробой. На культуре К <раг Т-4 оказывается активным лишь в том случае, когда оба цистрона (А и В) остались немутировавши-ми. Вот почему мутанты 1, 2 и 3 неактивны (а). (Места мутаций определены заранее.) Пробы с тремя мутантами, взятыми по два (Ь), показывают, что мутации 1 и 2 должны находиться внутри одного и того же цистрона. Если же взять в качестве пробы каждый из мутантов со стандартным фагом (с), то активными окажутся все фаги.

ки у дрозофилы, мутация типа г11 относится к одному и тому же гену. Она позволяет изучить тонкое строение гена в хромосоме. Вернее, в ДНК фага.

Обычный вирус (без мутаций) дает пятна на любом из двух бактериальных штаммов — В или К. С мутацией rll — только на культуре В. И узнается по характерной форме пятен. Но если взять одновременно обычный вирус и вирус мутировавший, то мутант rll может нормально развиваться и на бактериальном штамме типа К.

Для составления генетической карты области rll выделяют две разновидности мутантов rll, выбирая их по разным пятнам на культуре В. И скрещивают между собою. Для скрещивания к жидкой культуре В добавляют обе разновидности мутантов, предоставляя потомству склеивать собственную ДНК, словно обрывки магнитофонной ленты, из двух кусков, взятых у двух разных родителей. Если

в каждом куске содержится по опечатке — мутации, то одна из склеенных лент может оказаться без единой «ошибки». Или сразу с двумя. В первом случае получается вновь нормальный вирус — без мутаций. Его легко распознать по пятнам на культуре К, чего не скажешь о мутантах. Зато во втором случае мы будем иметь дело с ДНК, в которой две мутации типа rll лежат очень тесно — в пределах одного гена. Так удается различить две мутации, отделенные друг от друга в молекуле ДНК всего лишь одной парой оснований. Одной-единственной! Такой разрешающей силы, разумеется, не знали опыты с дрозофилой. Но тем более удивительно, что в довольно грубых экспериментах с плодовой мушкой тридцать пять лет назад была нарисована принципиально правильная картина тонкого строения гена.

Например, сегодня доказано, что участок rll не содержит ни петель, ни отростков. Иначе говоря, имеет линейную структуру (вспомните цепочку центров гена «скугэ»!). А понятие «центр» гена обрело реальный физико-химический смысл. Какой же?

В свое время — помните? — ген определяли как единицу мутации, рекомбинации и функции. Опыты с дрозофилой опровергли подобную аттестацию. Ну, и сейчас?

Подробная генетическая карта показывает, что область rll дробится на множество линейных районов. Что же, считать всю эту структуру одним геном? Ведь она управляет только одной наследственной характеристикой! Или сотнями генов? Ведь внутри нее обнаружено около ста разных мутаций! А может, «административное деление» должно быть более крупным? Ведь внутри участка rll можно, как показали опыты, выделить два независимых функциональных элемента — цистрон А и цистрон В!

Как видно, современные опыты, прояснив молекулярную структуру гена, не только не устранили, но и еще более усугубили терминологические трудности. Понятие «ген», столь удобное в классической генетике, утрачивает строгий смысл при переходе на молекулярный уровень. Зато обретает новую силу понятие «центр».

ДНК вируса Т-4 содержит 200 тыс. пар, то есть 400 тыс. азотистых оснований. Правда, из них лишь 40% (160 тыс. оснований) несут генетическую информацию. Чтобы произошла мутация, достаточно изменения в химической структуре хотя бы одной пары оснований. Так что имеет смысл говорить о минимальной единице мутации. Ее называют мутоном. Для единицы рекомбинации, размер которой также неодинаков для разных хромосом, но не может быть, очевидно, меньше одной пары оснований, предложено наименование рекон. А участок гена, объединенный сходством функций, окрестили цисггроном. Для rll величина цистронов составляет сотни пар оснований. Вот оно — живое современное звучание центровой теории гена!

Конечно, вопрос о физической дискретности генетического материала до сих пор окончательно не решен. Даже в случае фагов не вполне ясно, непрерывна или нет информационная цепочка. Вполне вероятно, что в нее включены звенья, не несущие наследственной информации — так сказать, знаки препинания в генетической телеграмме ДНК-

Да, еще много неизведанного таит в себе этот многострадальный и многообещающий объект исследования — ген. Коротенькое слово — всего три буквы! А вместило в себя грандиозный опыт физики, химии, математики, без которых немыслима современная биология. Так пусть же крепнет дружба смежных наук, исследующих тайну живого!

Сделано многое. Но еще больше предстоит сделать впереди. Генетика, эта удивительная, увлекательнейшая наука, ждет своего нового пополнения.

В ответ на письма В. С к о б л о (Минск), С. Курбатовой (Кострома] и А. Курдина (Благовещенск)

ЧИТАТЕЛЬ!

НЕ ЗАБУДЬ, ЧТО...

...ВПЕРВЫЕ за все время существования журнала каждый желающий имеет сейчас возможность ПОДПИСАТЬСЯ НА «ТЕХНИКУ — МОЛОДЕЖИ» СВОБОДНО — без ограничений и лимитов.

...ОТКЛАДЫВАТЬ на завтра то, что можно сделать сегодня, неразумно. Поэтому лучше не ждать октября, чтобы подписаться. Каждое почтовое отделение по первому Вашему требованию оформит Вам подписку на «Технику — молодежи», НАЧИНАЯ С ЛЮБОГО МЕСЯЦА по январь 1966 года.

...ЗА 2 РУБЛЯ 40 КОПЕЕК В ГОД (или за 1 рубль 20 копеек в полугодие) журнал «Техника — молодежи» расскажет Вам дома обо всех интереснейших новинках науки и техники, ознакомит с научной фантастикой, даст пищу пытливому уму и умелым рукам.

9