Техника - молодёжи 1965-06, страница 4

Техника - молодёжи 1965-06, страница 4

Генрих ИВАНИЦКИЙ, кандидат технических наук, научный сотрудник Института биофизики АН СССР. Вот уже несколько лет он работает над вопросами применения вычислительной техники в биологии.

Мускульный полет, космическая техника, геология, физика твердого тела — вот круг журналистских интересов инженера-физика Анатолия ШИБАНОВА. Он один из старейших членов лит-объединения нашего журнала.

Л-ж

Евгений СИМОНОВ — известный журналист. Автор ряда книг и статей о штурме горных вершин, о трудной, но прекрасной жизни смелых люден — советских спортсменов, он сам является альпинистом и горнолыжником.

Композитора Оскара

ФЕЛЬЦМАНА вы, конечно, знаете по песням «Комсомольцы 20-го года», «Венок Дуная», «До старта 14 минут», «Палаточный город», музыкальным прологу и эпилогу для передач радиостанции «Юность»,

О

h ffl

Я S

3

•■уд®

ПОЛУЧЕНЫ

ПЕРВЫЕ АНТИЯДРА НА ЗЕМЛЕ!

Б. СМАГИН, физик

Тридцать с лишним лет тому назад знаменитый английский физик Поль Дирак потряс воображение ученых совершенно феноменальным для науки того времени заявлением.

Он предсказал появление античастиц.

Прошло всего лишь несколько лет, и одна из них дала себя изловить в космических лучах. Позитрон — двойник нашего старого знакомого электрона — вот первая античастица, с которой пришлось воочию иметь дело ученым. Она во всем подобна электрону, только заряд ее противоположного знака.

Затем на ускорителях «родились» другие античастицы — антипротон (отрицательно заряженное ядро водорода), антинейтрон — нейтральная частица, которая, грубо говоря, вращается вокруг своей оси в противоположную сторону.

Получить античастицу не так-то просто. Нужен мощный ускоритель, где частицы разгоняются со сказочными скоростями, чтобы потом ударить по ядрам мишени; нужна хитрая система регистрации. Ведь античастица недолговечна. Стоит ей только повстречаться со своим двойником, как сразу же обе пропадут. Произойдет процесс аннигиляции — исчезновение пары, когда только разлетевшиеся гамма-кванты расскажут миру о происшедшем.

Античастицы, антивещество! Как много дало это открытие воображению писате-лей-фантастов!

Антимир — сказочное, фантастическое сборище античастиц, образующих антиатомы, из которых строится антиматерия.

Если подобный Антимир где-нибудь «на тропинках Вселенной» встретится с Миром обычным, то должна произойти страшная катастрофа — аннигиляция Миров! Безумная, безудержная фантастика, основанная на самой физической реальности!

Но отставим в сторону фантастику. Ей, как теперь часто бывает, скоро придется туго.

Пока фантасты занимались своим любимым делом, физики открывали одну античастицу за другой. Сейчас уже почти все частицы «ходят» парами — для каждой создана античастица. Предсказания физиков-теоретиков сбылись.

А как с предсказанием фантастов?

Как с антимирами, с антивеществом?

Одна из пресловутых пар, самая легкая, — электрон с его двойником позитроном весьма обнадежили фантастов. Дело в том, что ученые сумели получить своеобразный атом — электрон, вращающийся вокруг позитрона, как своего рода имитация обычного атома, когда вращается электрон вокруг привычного для нас атомного ядра — положительно заряженного, тяжелого. Позитроний, так назвали странное образование, в общем-то не есть антиатом, ибо в антиатоме оболочка должна состоять из позитронов, а ядро — из отрицательно заряженных тяжелых частиц.

Позитронов вокруг нас сколько угодно. Надо лишь создать для них антиядро. А там уже, как говорится, дело не за горами.

И вот в феврале 1965 года такое антиядро появилось. Причем не только родилось, но, родившись, прожило столь долго, что вызвало удивление «знающих людей».

Произошло это в известной физической лаборатории в Брукхавене (США), где расположен один из крупнейших в мире ускорителей протонов, с громадной энергией в 30 млрд. электроновольт. Подобно пушечным снарядам, ворвались эти протоны в бериллиевую мишень. Последствия таких столкновений тщательно изучаются. Еще бы! Там появляется целая гроздь самых разнообразных частиц. И среди этого конгломерата вдруг обнаружили своего рода «жемчужное зерно». Да что жемчужное! То, что удалось поймать на этот раз ученым, превзошло все ожидания.

Анализирует частицы масс-спектрограф — своего рода сито, которое просеивает их по «ранжиру», разделяет согласно отношению заряда к массе; причем частицы разных зарядов, естественно, расходятся в разные стороны.

Несколько антиядер поймали ученые среди мощного потока частиц, родившихся в бериллиевой мишени. Антидейтерий — соединение антинейтрона и антипротона. Причем живут они удивительно долго. Камера масс-спектрографа — вакуумная. Частиц в ней очень мало, почти нет. Античастицы и антиядра находятся в сравнительной безопасности. А если туда попадут позитроны, то вполне возможно образование антивещества — антиатомов дейтерия.

Итак, ученые получили первые антиядра. Состоялся прорыв в антимир. Прорыв не в далекие области Вселенной, а на нашей Земле, где, видимо, скоро будут хорошо уживаться вместе мир элементарных частиц и их антимир! И тогда фантастам, видимо, придется отказаться от вольного обращения с антивеществом...

2