Техника - молодёжи 1965-08, страница 6

Техника - молодёжи 1965-08, страница 6

Однако сигнал яркости будет не простым. Он состоит из смеси трех первичных сигналов — голубого, красного и зеленого. На экране цветной приемной трубки эта смесь трех цветов воспроизведет при максимальной интенсивности сигналов белый цвет, при их отсутствии — черный, а при переходных уровнях интенсивности — серые тона.

Избирательная способность человеческого глаза такова, что идеальная цветовая смесь должна быть такой: 60% зеленого, 30% красного и 10% голубого цвета. Такой сигнал яркости можно полностью передать 6 млн. точек в секунду в полосе частот от 0 до 3 мегагерц.

Теперь о цветных сигналах. Нужно ли передавать их все три? Оказывается, сам состав сигнала яркости с преобладанием зеленого позволяет пойти на значительное упрощение. Для получения чисто зеленого надо из суммы яркости У вычесть на приемном устройстве сумму сигналов двух других цветов.

у — (голубой + красный).

Значит, можно передавать только два цвета — красный и голубой. Соответственно уменьшается и ширина полосы для передачи цветных сигналов. Теперь уже достаточно полосы в 2 мегагерца.

Но, может быть, это бесполезно? Ведь сигналы яркости захватили всю полосу частот в 6 мегагерц. Теоретически места сигналам цветности в ней нет.

Радиоэлектроники нашли выход — использовали технику так называемых поднесущих волн.

Телевизионная передача ведется на несущей волне, которая модулирована сигналами изображения, образуя полосу частот шириной в 5 мегагерц по обе стороны от несущей.

При некоторых условиях часть этой полосы можно занять под дополнительную несущую волну. А эту поднесу-» щую можно, в свою очередь, модулировать сигналами, отличными от тех, которыми модулируется несущая волна.

Предпочтительно, чтобы это дополнительное «окно» находилось в полосе частот, наименее загруженной сигналами, то есть в верхней зоне канала.

Несущую и поднесущую волны можно сравнить с большим хором. Весь хор поет партию яркости. Одновременно группа сопрано, чьи голоса смешиваются с общим ансамблем, выводит другую партию цветности. Для прослушивания лишь партии сопрано их голо

са приходится отфильтровывать отдельно.

Может показаться, что теперь основные трудности уже преодолены. Но на самом деле пройдено только полпути. По одной поднесущей надо передать два сигнала: красный и голубой. Это громадное препятствие, но и оно преодолимо. В способах преодоления этой трудности и лежит различие между системами НТСИ и СЕКАМ.

Как известно, любая радиоволна имеет форму синусоиды. Ее можно модулировать по трем параметрам: по амплитуде, по фазе или по частоте. В НТСИ для передачи двух цветных сигналов выбрана модуляция и по амплитуде и по фазе. При помощи амплитудной модуляции передают сигнал одного цвета, при помощи фазовой— другого. Несмотря на оригинальность, этот способ имеет массу недостатков. Он требует непрерывного исправления зрителем недостатков передачи. Паразитические колебания, малейшие помехи сводят на нет качество передачи. К тому же телевизор должен иметь две лишние ручки настройки. Это серьезный недостаток: зритель, уже привыкший к автоматическим регулировкам в приемниках, не должен «гоняться» за цветом.

В отличие от НТСИ в системе СЕКАМ применяется так называемый «кадровый» способ, то есть посылка цветовых сигналов поочередно.

Одно из главных удобств СЕКАМ — использование только одного типа модуляции (частотной), устойчивой против помех и наиболее надежной. В телевизоре СЕКАМ ручек настройки не больше, чем в черно-белом телевизоре.

Но как же тогда он действует при приеме только одного сигнала? В частности, каким образом приемник производит вычитание, чтобы получить оттенки зеленого, если он располагает только красным? Ведь операция вычитания имеет следующий вид: У — красный = голубой + зеленый. А это не позволяет определить соответствующие оттенки голубого и зеленого.

Создано приспособление, позволяющее обойти и эту трудность. Например, передатчик посылает красный сигнал. На приеме он разделяется и попадает в две различные цепи. С первой цепи он прямо направляется на трубку, где и прочерчивает строку, возбуждающую красные точки экрана. Вторая цепь электрически длиннее, и, проходя ее, сигнал опаздывает на отрезок времени, пока стирается предыдущая красная строка, то есть на 64 микросекунды.

И когда этот вторичный красный сигнал попадет на трубку, его прямой красный собрат уже успел уступить место следующему за ним голубому.

На одной строке красный сигнал действует как прямой, а голубой извлекается из электрической «памяти» на другой — наоборот: голубой прямой, а красный — отставший.

Но не влияет ли это на качество изображения? Ведь один сигнал поступает на трубку дважды: «свежим» и «консервированным». Четкость изображения — 625 строк; значит, на каждый цвет приходится по 208 строк.

А четкость в 208 строк для цвета очень высока, она ничуть не ухудшает качество изображения.

На этом кончается главное различие между НТСИ и СЕКАМ. Когда сигналы переданы и раскодированы электронными цепями, то они идут в цветную трубку, общую для обоих типов телевизоров. Дно экрана трубки покрыто составом, состоящим из цветовых зерен — красных, голубых и зеленых. Всего зерен — 1200 тыс. Они сгруппированы в 400 тыс. триад. Каждая триада содержит по одному зерну всех трех цветов. Под действием электронного луча состав вспыхивает красным, зеленым или голубым цветом.

Когда принят сигнал яркости, зерна возбуждаются все вместе и дают белый, черный и серые тона. Но как тогда получается цветной сигнал?

В горле трубки расположены три «электронные пушки». Каждую питает соответствующий цветовой сигнал. Луч из пушки для красного цвета должен бомбардировать только зерна, светящиеся красным цветом, не задевая других зерен. То же для пушек голубого и зеленого цветов. Итак, со скоростью 64 микросекунды на строку три электронных пучка должны выбрать из 1200 тыс. зерен только свои 400 тыс., соответствующих данному цвету!

Для этого между пушками и дном колбы ставится металлический экран-маска с 400 тыс. отверстиями, соответствующими каждой триаде зерен. Расстояния между ними рассчитаны так, что каждый электронный луч может попасть только на необходимое зерно.

Увы, подобная точность стоит дорого. И цена этого ансамбля электронной артиллерии высокой точности — один из его главных недостатков.

Несмотря на все трудности и сложность использованных способов, результаты получились великолепные. Телевизор обрел цвет.

ЧЕЛОВЕКУ В СКАФАНДРЕ Бирута РИЕМёР

Над звездных дюз Незримыми раскатами И над переплетеньем эстакад, Под этим небом, Вспаханным ракетами, Мой брат,

Я становлюсь с тобой

на старт.

...Ты взмыл

Над голубою и зеленою Землей,

Я долго вслед тебе гляжу, Лети!

Твои орбиты — Вся вселенная... Я — к сердцу человека Путь держу.

Ты сильный, Ты такой большой

и статный

Прошу,

Оставь мне

Твой скафандр старый. Мне тоже — Сквозь созвездья И туманности, Маршрут мой Не исследован почти... Пусть от беды, Тревоги И опасности Меня скафандр Защитит в пути. Пусть ночь, Пусть темнота,

Стихотворение номера {

Пусть немота, — \

Ты пролетишь \

Сквозь солнечные недра... \ Отныне мне надолго, !>

Навсегда

Искать твой звездный путь В узорах неба. На весь мой век, На всю земную жизнь, Прошу:

Скафандр старый Одолжи.

Перевел с латышского Юрий Медведев

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Узоры из металлических полос

Близкие к этой страницы