Техника - молодёжи 1965-12, страница 9

Техника - молодёжи 1965-12, страница 9

ЗНОЙНЫЙ, всеиссушающий ургган пронесся по всему югу США, выжег растительность. Чтобы спасти скот, фермеры погнали его в дальние прерии. Обессиленные брели стада, а до новых мест было еще далеко. И вдруг — о радость! — на пути им повстречалась чудом сохранившаяся зеленая лужайка. Изголодавшиеся животные накинулись на зеленый корм и... вскоре перемерли одно за другим.

Их погубил астрагал — пышное растение из семейства гвоздичных. Вместе с питательными соками оно извлекает из почвы и накапливает в листьях и стеблях селен. Это страшный яд для животных и... ценнейшее сырье для промышленности. За год во всем мире селена добывают не более 1000 тонн, да и то с трудом, — его всегда приходится извлекать из руд, где он содержится в ничтожно малой концентрации. Между тем именно астрагал указывает укромные места, где залегает селен.

Растения-рудознатцы, зеленые разведчики геологических толщ... Более ста лет назад русский геолог А. Карпинский поставил вопрос: «Могут ли живые растения быть указателями горных пород и формаций?» Могут! Долгое время геологические партии работали по испытанной методе: на крутых обрывах, на речных откосах исследовались обнажения горных пород, бурились шурфы или глубокие скважины, откуда брались пробы. Потом эти пробы изучались в лабораториях. Так с затратой огромных средств и сил геологи прощупывали земную кору.

Тем временем ботаники собирали и систематизировали все новые и новые данные о растениях-геологоразведчиках. Постепенно сформировалось интересное научное направление — индикационная геоботаника. Она изучает растительный покров как показатель (индикатор) состава почв и подстилающих земных пластов.

Вот невысокое колючее растение с мелкими розоватыми цветами и красивым названием акантафиллум. Бывает, на иссохшей пустынной земле вдруг распускается акантафиллум, изменивший привычную окраску своих цветов на белую. У такого растения обязательно задержится геоботаник: колючка выросла на почве, богатой серой.

Иной раз знакомые всем пышные травы или кустарники становятся вдруг лилипутами, уродцами. Ботаникам и почвоведам ведомы источники этого зла: ненормальное питание растительного организма.

Бор — это элемент, необходимый растению. Но необходимый в очень малых дозах. В степях и полупустынях, где бора в почве не слишком много, полынь, прутник и солянки достигают гигантских размеров. Избыток же бора превращает их в карликов.

Лесные фиалки или полевые анютины глазки тоже относятся к семье рудознатцев — они предпочитают почвы, содержащие цинк. А указчиков меди уже давно было известно несколько — в Китае, Австралии, других странах. Недавно советские ученые пополнили семью «меднолюбов» новым названием. На отвалах породы из старых горных выработок на Алтае были замечены заросли качима, за которым официально закреплено название «каль-целюб». До сих пор считалось, что ка-

ЗЕЛ

Р У ДI

ЗНАТЦЫ

С. СМУГЛЫЙ

чим тяготеет к почвам, богатым известью. Оказалось, однако, что его заросли часто встречаются и в местах, где обнаружены выходы меди.

Как важен для радиоэлектроники германий! Мировая добыча германия — всего несколько сотен килограммов в год. Достаются же эти килограммы ценой огромных усилий. Приходится перерабатывать сотни тонн исходного материала. А некоторые растения, поглощая из почвы соли германия, накапливают их в своих стеблях и листьях. Вот они, естественные обогатительные фабрики! Стоит высушить стебли и листья таких растений, потом сжечь, и тогда из золы легко выделяются соли германия.

Золото... Установлено, что драгоценный металл иногда проще добывать не из земли традиционными старательскими способами, а из растений. Например, из полевого хвоща.

Кому не знакома пахучая гвоздика? Немногие, однако, знают, что на Малайском полуострове эти ароматные растения также накапливают в своих стеблях золото. В Австралии ту же роль взяла на себя жимолость.

А вот на присутствие платиновых руд часто указывает отсутствие всякого растительного покрова. Земли, содержащие этот благородный ценный металл, обычно бедны питательным веществом. Не удивительно, что в таких почвах не разовьется ни одно семя, не взойдет ни один росток. Именно по таким приметам открыли в Трансваале (Южная Африка) месторождения платины.

«Зеленые разведчики» помогают человеку и в поисках драгоценной стихии жизни — воды. В северо-западном Прикаспии раскинулись бескрайние пастбища, они служат основной базой отгонного животноводства. Только вот беда: уж очень туго здесь с водой. Поверхностных вод очень мало, да и большая часть их сильно засолена. Зато буквально рукой подать — неглубоко залегают линзы пресных вод. Сосредоточены они главным образом в западинах, котлованах, в песках. Здесь же встречаются и растения-водоискатели. Их корневая система добирается до глубины 10—15 м., где находятся грунтовые воды. Геоботаники выявили целые сообщества таких растений. По ре

комендациям советских ученых уже пробурено свыше 600 скважин.

В калмыцких степях и в Северном Казахстане помогли найти нужные грунтовые воды верблюжья колючка, песчаная полынь, ползучий пырей, лапчатка, некоторые другие растения. При поисках пресных вод, необходимых полям целинных земель Казахстана, И. П. Федоров предложил в качестве индикатора солодку — растение с темной зеленью и красно-фиолетовым цветком; корни его проникают на глубину более 8 м. Если воды пресные, солодка цветет пышно, если солоноватые — цветы вырастают редкими, хилыми.

Верно служит геологии авиация: с высоты птичьего полета четко проступают некоторые особенности растительного покрова, ускользающие от глаз наземного наблюдателя.

Вообразим, что мы летим над изумрудным ковром сибирской тайги. На фоне лиственничного редколесья явственно проступают почти сомкнутые кроны деревьев, густозеленая их окраска словно подчеркивается светлой каймой бурно разросшегося ольхового подлеска. Руководствуясь отметками наблюдателей и аэрофотоснимками, наземные экспедиции геологов, возможно, найдут новые кимберлитовые (алмазоносные) трубки: в районах их залегания деревья получают более обильное минеральное питание.

С самолета видны и участки разреженного леса — вероятно, это вызвано избытком бора в почве. На Дальнем Востоке, в районе хвойной тайги, вдруг проросла целая полоса ольхово-бере-зового леса; она сигнализирует о вероятной встрече с угленосными пластами.

Важно учитывать высоту деревьев, форму их кроны — то и другое хорошо бывает заметно и на аэрофотографиях и на глаз. В Полоцкой низменности вид сосен служит приметой для определения мощности торфяников.

Пролетая над Южным Уралом, мы замечаем участки, покрытые злаковым разнотравьем, типчаковыми сообществами. Значит, где-то близко медный колчедан. В юго-западной Туркмении среди и без того скудной растительности попадаются своеобразные «плешины». Под ними нередко скрываются нефтеносные пласты.

Геоботанические методы разведки систематически стали разрабатываться совсем недавно. Немало встречалось трудностей. Например, индикаторы, годные для одного района, не всегда оказывались применимы в другом. Трудности молодого научного направления часто давали повод для скептических отзывов, исходивших от приверженцев старых методов. Небольшой группе советских ученых пришлось многое преодолеть, чтобы отстоять и внедрить в практику новые прогрессивные методы. По настоянию доктора географических наук С. В. Викторова была организована специальная лаборатория. Новые методы широко практикуются в работе Всесоюзного аэрогеологического треста, их принимают на вооружение и другие геологические учреждения. Недалеко время, когда круг применения методов индикационной геоботаники значительно расширится. Эти исследования ждут энтузиастов, которым предстоит усовершенствовать геоботанические методы и углубить их теоретические основы.

5