Техника - молодёжи 1966-02, страница 4

Техника - молодёжи 1966-02, страница 4

по крайней мере в 10 раз, к 70-м годам возрастет в 100 раз. Как передать будущим инженерам всю необходимую информацию да еще с ориентацией на широкий профиль специалиста? Существует мнение, что подобная задача вообще неразрешима. Мне кажется, что возможности человеческого мозга все-таки еще не исчерпаны (а может быть, и неисчерпаемы). Во всяком случае, как говорят сами студенты, нет сосуда столь малого, чтобы в него нельзя было вместить еще меньший... А если говорить серьезно, то этой проблемой как раз и должен заниматься вуз.

Институт не только источник знаний и школа профессий. Сегодня институт сам должен стать предметом научного исследования, лабораторией, где изыскиваются, просчитываются, проверяются, отрабатываются современные научные методы организации учебно-воспитательного процесса.

ОПТИМАЛЕН ЛИ БАЛАНС ВРЕМЕНИ1

fто-нибудь хронометрировал рабочий " день студента? Кто-нибудь считал, какой процент этого времени затрачивается непосредственно на приобретение квалификации? Конечно, и здесь неизбежны издержки производства, но боюсь, что кпд подготовки инженеров вполне соизмерим с кпд паровоза.

Отбросим время на дорогу в институт и обратно (а это, как правило, часа два в день), на «чужой» стадион в другой конец города — тренироваться или просто поиграть в теннис (не дешевле ли построить свой собственный стадион — возле общежития?). Оставим без внимания очереди в буфет, на консультации к преподавателю, на экзамены и т. д. Возьмем лишь одно: 6 часов лекций и 2 часа факультативных занятий ежедневно. 8 часов! Самостоятельная работа, кружки, книги, спорт, отдых, хобби и прочая внепрограммная деятельность зависят таким образом от запаса прочности самого студента — от его здоровья, работоспособности, настойчивости. Перегрузка!

ч I

Но перегрузка-то бессмысленная! Львиная доля времени уходит на прослушивание лекций, которые НЕ НУЖНЫ, ибо повторяют то, что написано в книжках. И не будет ли выгоднее (во всех отношениях!) некоторые предметы (например, технологию строительного производства или технику безопасности) изучать самостоятельно, по специальной литературе. Лекция — это источник такой информации, которой нет в учебниках. Лекция — это науч

ные и технические новинки, обобщение опыта и новых данных. Лекция — это, наконец, серьезный, творческий разговор опытного специалиста с будущим инженером. Недопустимо растрачивать лекционные часы на изложение общедоступных истин.

Существует такой коэффициент: на 11 студентов — 1 преподаватель и «половина» лаборанта. Спрашивается: почему 11? Не 5 и не 50, а именно 11? Раз уж такая «некруглая» цифра, то, наверное, она результат каких-то хитроумных расчетов, строгого научного анализа, где учитывались и психология восприятия, и возможности вычислительной техники, и особенности той или иной профессии, и, конечно же, экономическая целесообразность...

Увы! О специфике профессии не может быть и речи — «коэффициент» распространяется на ВСЕ вузы. Об экономике говорить смешно: очереди на консультации к преподавателю и на экзамены, конвейерный метод подготовки — это ли экономическая целесообразность при подготовке «генштаба» нашей промышленности? А «половинка» лаборанта? Ведь в результате педагог, высокооплачиваемый специа

лист, вынужден сам выполнять работу лаборанта, а то и уборщицы!

Пресловутый «коэффициент» сказывается и на качестве лекций, парализует работу институтов. При существующем положении, когда в институтах идет борьба за лекционные часы, за штатные единицы, за кафедры, когда руководство вуза боится потерять опытного преподавателя (сократить часы — сократить оплату!), — при таком положении трудно доказать преподавателям, профессорам необходимость сокращения лекционных часов, изменения характера лекций.

ЧЕЛОВЕК - МАШИНА-ПРОФЕССИЯ

етрудно заметить, что вопросы, о которых шла речь, выстраиваются в своеобразную логическую цепь: 1) научная организация учебного процесса; 2) экономическая эффективность подготовки специалистов (время, средства, кпд); 3) индивидуальный метод;

4) сокращение лекционных часов;

5) самостоятельная работа. Здесь каждое звено как бы конкретизирует предшествующую мысль и предопределяет последующую. Эту цепь замыкает еще одно звено: 6) программированное обучение.

Хочу сразу оговориться: я не считаю, что машина должна заменить

2

преподавателя. Но машина — то самое звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь. Почему' Помогая в разработке оптимальной системы обучения, делая эту систему наиболее эффективной, ускоряя процесс обучения и повышая его кпд, машина тем самым освободит время для главного — для перехода к индивидуальному методу подготовки специалистов. Преподавателю она даст время для индивидуальной работы со студентами по действительно новым темам, не вошедшим в учебник, а студентам — для самостоятельной подготовки.

Но для того чтобы это стало реальностью, нужно выполнить по крайней мере три условия: 1) обеспечить институты электронной вычислительной и моделирующей техникой; 2) иметь специалистов, которые научат студентов пользоваться этой техникой; 3) внести коррективы в программу, позволяющие студентам работать на машинах в учебные часы, а не сверхурочно.

У нас в институте уже работают две лаборатории вычислительной техники при кафедрах строительных машин и использования водной энергии. Но этого, конечно, мало, и мы хотим создать еще 5 таких лабораторий — при кафедрах строительной техники, теоретической механики, металлических конструкций, железобетонных конструкций, пластмассовых и деревянных конструкций.

В часы лабораторной практики студенты учатся современным методам расчетов, с помощью электронных машин типа ЭМУ-5, ЭМУ-6, ЭМУ-7 определяют наибольшую эффективность, экономичность рабочих механизмов, выбирают наилучшие варианты с экономической точки зрения. Машина постепенно становится привычным помощником при выполнении домашних заданий и курсовых работ, при изучении сетевого планирования.

Следовательно, студент должен уметь перевести математические, физические, химические, технологические, конструкторские, архитектурные задачи на «язык машины». Вот почему у нас уже третий год работают курсы программистов — по 30—40 часов (и эти часы нужно увеличить!).

С другой стороны, надо научиться работать с информацией, грамотно собирать ее и пользоваться ею. Я считаю, что для этого необходима широкая организация института общественного мнения. Чем он должен заниматься? Прежде всего разработкой анкет с очень точными, квалифицированными вопросами. Причем вопросы надо формулировать так, чтобы ответы на них могли быть обработаны на машине. Анкетный метод может оказать неоценимую помощь для архитектурных и планировочных решений, при планировании квартир, в вопросах благоустройства жилых массивов, наилучшего использования рабочей силы, борьбы с браком, повышения качества строительства и т. Д. и т. п.

А теперь вернемся к нашей логической цепочке. Последним звеном ее было программированное обучение. И вот мы видим, как это звено с неумолимой настойчивостью тянет за собой еще одно — на этот раз уже действительно последнее. Мы видим, как использование машин не только помогает, облегчает, ускоряет, экономит...

А