Техника - молодёжи 1966-02, страница 5

Техника - молодёжи 1966-02, страница 5

Оно в корне меняет профессиональный облик будущего инженера-строителя. Меняет само содержание профессии. Рождается специалист широкого профиля, знающий не только свою узкую специальность, но и множество смежных предметов, владеющий новейшими методами планирования и организации производства, сбора и обработки информации, умеющий самостоятельно работать с вычислительной техникой, свободно ориентирующийся в вопросах архитектуры, эстетики и т. д.

В принципе разговор закончен. Путь к инженеру широкого профиля — как эскиз, как гипотеза — ясен. Но я предвижу два (по крайней мере два!) возражения и хотел бы на них сразу ответить...

МАЛЯРНАЯ НИСТЬ ИЛИ ЭЛЕНТРОННОЕ УСТРОЙСТВО?

II так, инженер широкого профиля.

Практика по вычислительной технике. Ну, а как с трудовыми навыками? А не должен ли будущий инженер поработать непосредственно на строительстве — так сказать, «на разных уровнях»?

Должен! Но...

Была у нас в свое время такая студенческая практика — работали будущие инженеры на стройке малярами да штукатурами. Что можно сказать по этому поводу? Думаю, что в период подобной практики кпд подготовки специалиста был равен нулю. Трудовые навыки? Они нужны лишь в том случае, если повышают квалификацию инженера. А не маляра. Рабочий стаж? Очень хорошо, когда в институт приходит человек, поработавший строителем. Но институт должен готовить не рабочих, не техников, а инженеров.

Какая же практика нам нужна?

Геологическая. Геодезическая. По строительным машинам. Работа в мастерских. Электромонтажная. По 2— 3 недели. Будущий инженер должен уметь работать с самой разнообразной техникой, со всеми инструментами.

После четвертого курса (на младших курсах практика — дело бессмысленное!) 4—6-месячная производственная практика на инженерно-технической должности: и в роли специалиста и в роли организатора. Вот такая практика нужна для формирования специалиста широкого профиля.

Вот интересный пример разумной практики, где вся инициатива была в руках студентов. В 1964 году 68 студентов построили мост длиной 90 м и высотой 8 м за 2,5 месяца. Обычная строительная бригада тратила на эту работу полтора года, то есть в 7 РАЗ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ. В прошлом году за те же 2,5 месяца 50 студентов (на 18 человек меньше!) построили мост более сложной конструкции длиной 128 м, то есть почти в полтора раза длиннее, и сдали его абсолютно готовым: с асфальтовым покрытием, со всеми подъездами и подходами. За счет чего были достигнуты столь высокие темпы? Только за счет научной организации труда и применения тех знаний, которые студенты получи-

(Окончание статьи на 6-й стр.)

рообщеиие о том, что в Херсоне строится судно «Парижская коммуна» водоизмещением 25 тыс. т. обошло судостроительные журналы многих стран мира. Причина повышенного интереса к этому судну-сухогрузу, внешне мало отличающемуся от паротурбинных судов типа «Ленинский комсомол», — его силовая установка: газовая турбина в 13 тыс. л. с. н винт регулируемого шага диаметром больше 6 м.

«Парижская коммуна» — крупнейший гражданский газотурбоход не только по водоизмещению, но и по мощности, ибо мировая практика еще не знала таких судовых газовых турбин и винтов регулируемого шага. Мы попросили главного конструктора винта, смонтированного на «Парижской коммуне», инженера В. Смирнова рассказать об уникальной установке этого судна.

МОЩНОСТЬ МОЩНОСТИ РОЗНЬ

Силовая установка «Парижской коммуны» действительно уникальное сооружение, хотя ее мощность —13 тыс. л. с.— едва ли способна поразить воображение человека, хоть немного знакомого с авиационными газовыми турбинами. В самом деле, двигатель современного воздушного лайнера может развивать мощность в десятки тысяч лошадиных сил, и это при рекордно малых размерах и весе. На первый взгляд главная машина «Парижской коммуны» может показаться громоздким, неуклюжим сооружением, не идущим ни в какое сравнение с этими феноме-

НАВСТРЕЧУ XXIII СЪЕЗДУ КПСС