Техника - молодёжи 1966-08, страница 4

Техника - молодёжи 1966-08, страница 4

Э. Т. КРЕНКЕЛЬ — Герой Советского Союза, участник знаменитой папанинской экспедиции на стакцкк «Северный по-люс-1». Сейчас он возглавляет отдел морских гидрометеостанций и приборов НИИГидроме-теоприборостроеиия, а также президиум Федерации радиоспорта СССР. В этом номере журнала Эрнст Теодорович выступает в иной роли. Рассказ его посвящен... почтовой марке. Почему? Загляните на страницу 34.

Владимир ОРЕЛ — заместитель заведующего отделом студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ.

нужны системы со средним ЧИСЛОМ входов. Мне удалось показать, что универсального метода построения оптимальной системы нет. Другими слово-ми, здесь невозможно найти «не слишком сложный» алгоритм, который позволил бы построить самый выгодный вариант системы. Вообще говоря, найти какой-либо алгоритм для системы можно, но выполнить его нельзя, как, например, можно написать иногда уравнение, которое невозможно решить. Этот парадокс встречается уже в сравнительно простых ситуациях. Нельзя, например, найти универсальный алгоритм построения контактной цепи, схемы сжатия или растяжения тел и т. д.

Ключ к ответу нужно искать в специфике варианта, то есть в особенностях каждого конкретного случая. Могут подумать, что решение каждый раз приходится искать заново, но это ие так. Для многих классов задач можно найти общий алгоритм. Например, для конструирования управляющих блоков машин. Но для исполнительных блоков это уже невозможно — слишком разнообразны их свойства.

ВЫ УПОМЯНУЛИ, ЧТО РАЗНЫЕ ЧАСТИ ВАШЕЙ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ РАЗНЫМИ АВТОРАМИ. КАК ВЫ РАЗДЕЛИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ «СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ»!

— Во-первых, каждый* занимался тем, что его давно увлекало и интересовало. Во-вторых, разделение «сфер влияния» для каждого автора во многом искусственно. Нередко случалось, что один из нас, увлекшись исследованиями, забирался на «территорию» другого. И от этого общев дело только выигрывало! Так, в частности, поиски универсального способа построения оптимальной системы со средним числом входов проходили параллельно. Как говорится, «и на мышах и на кроликах». С. Яблонский показал, что этот универсальный метод нельзя найти для построения схем (контактных, электронных и т. д.), я же распространил этот случай на сжатие информации, то есть доказал, что перевести длинное описание системы, ее сложную формулу в более простую невозможно.

ПЛАТОН НАЗЫВАЛ КИБЕРНЕТИКУ ИСКУССТВОМ ВОЖДЕНИЯ КОРАБЛЕЙ, А АМПЕР — ИСКУССТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ. К КАКОМУ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СТОИТ БЛИЖЕ ВАША РАБОТА!

— Если пользоваться этой терминологией, то ближе к «вождению кораблей». С помощью разработанного нами метода успешно решаются самые разнообразные задачи. Как правило, многие протекающие процессы можно разбить на отдельные частности — дискреты (в электронной машине это блоки) и разработать из них оптимальную схему. Таким образом, математические методы кибернетики позволяют не только строить самые выгодные варианты электронных машин, но и решать самые разнообразные задачи — например, планировать перевозку грузов с минимальным холостым пробегом транспорта, составлять наилучшую программу работы конвейера, экономно строить энергетические цепи и т. д.

ЧТО ЗАСТАВИЛО ВАС ЗАНЯТЬСЯ ИМЕННО ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ И ВООБЩЕ ПОЧЕМУ ВЫ УВЛЕКЛИСЬ МАТЕМАТИКОЙ!

— Все произошло как-то случайно. В школе я увлекался литературой, а по математике имел весьма скромные результаты. Но вот в девятом классе у нас появилась новая учительница — «математичка». Почему она обратила на меня внимание, как разглядела мои наклонности, не знаю, но уже через месяц я с увлечением решал олим-пиадные задачки. По ее совету я и поступил на механико-математический факультет МГУ. В то время о кибернетике ходили неясные и противоречивые слухи. Естественно, это не могло не заинтересовать нас, студентов. Из чистой любознательности я выбрал темой исследования нахождение алгоритма сложных логических задач. Руководил университетской группой кибернетиков преподаватель Сергей Всеволодович Яблонский. Там же я познакомился с Олегом Лупаковым, который учился на два курса старше. Первую свою научную статью я написал, будучи второкурсником. Интересно, что одна из трех монх работ, удостоенных Ленинской премии, была как раз эта. Сколько сейчас опубликованных работ? Сорок три... В Новосибирск уехал в 1959 году, кандидатскую диссертацию защитил через год, докторскую — через пять лет.

КАК ВЫ СУМЕЛИ ДОБИТЬСЯ СТОЛЬ БОЛЬШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ! МОЖЕТ БЫТЬ, У ВАС КАКОЙ-НИБУДЬ ОСОБЫЙ СЕКРЕТ!

— Никаких особенных секретов нет. Встаю в семь утра. До часа дня либо сижу за письменным столом, либо читаю лекции. С двух до шести у себя в отделе. Затем опять письмеиный стол или занятия со студентами до одиннадцати ночи. По крайней мере стараюсь выдерживать этот режим дня. Ночью не работаю. Несколько минут сна вполне компенсируют часы неплодотворной работы. Мое хобби? Я лучше отвечу вам вопросом. Как я понимаю, хобби — какое-то интересное занятие помимо работы. А что делать, если работа и есть самое интересное занятие?.. Когда выпадает свободное время, люблю читать мемуары, в общем произведения более или менее документального характера. Литературные вкусы, может, и консервативные, но зато устоявшиеся: в прозе — Лев Николаевич Толстой, в поэзии — Алексей Константинович Толстой.

КТО ИЗ МАТЕМАТИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПО ДУШЕ!

— Леонард Эйлер. Красотой своих математических работ. Он нередко интуитивно находил формулы, над доказательством которых математики бьются И по сей день. Вообще говоря, математики разделяются на две категории: одни разрабатывают теорию и спускаются с ее высот к практическим примерам, другие, наоборот, исходя из решения конкретных практических задач, постепенно переходят к теории. Эйлер придерживался последнего метода.

Трудно найти человека, чье мнение о дальних перелетах 30-х годов было бы более весомым, чем мнение дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Владимира КОККИ-НАКИ. Поэтому именно к нему обратилась редакция с просьбой прокомментировать статью «Белая птица». Первый и последний полет...»

Майор М. НОВИКОВ известен своими статьями по1 истории реактивной артиллерии, очерками о советских саперах в Алжире и об Антарктике. Его рассказ о «Белой птице» — результат увлечения автора историей авиации.

Л 0.

е н

п <

S

3 <