Техника - молодёжи 1966-09, страница 40

Техника - молодёжи 1966-09, страница 40
ВОДА
ОБОГАЩАЕТ

КАК СТАРЫЕ ОТКРЫТИЯ ПОМОГАЮТ

НОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

В. КИНАРЕЕВСКИЙ, инженер

Пожалуй, ни одно научное открытие не повлияло так иа развитие техники, как законы электромагнитной индукции, открытые Фарадеем больше 100 лет назад. Они легли в основу всей современной науки об электричестве, и именно на них основано действие почти всех электрических машин. Но вот что поразительно! Мы привыкли к тому, что фарадеевское открытие используется, как правило, в двигателях, точных приборах, регулируемых системах — словом, в технических конструкциях. Но, оказывается, законы электромагнитной индукции с таким же успехом можно применять и в промышленности.

Обогащение руд давно известно в горной промышленности. Сейчас почти не осталось физических или химических свойств, по которым не попытались бы отделять один минерал от другого: по удельным весам (гравитационные методы), по магнитной проницаемости (магнитное обогащение), по смачиваемости поверхностей (флотация) и т. д.

Если порошок с разнородными зернами высыпать в жидкость с промежуточным удельным весом, то легкие зерна всплывут, а тяжелые потонут. Смесь разделится. Нужен лишь набор жидкостей с широким диапазоном удельных весов. Ведь плотность добываемых минералов колеблется в очень широких пределах: алмаз — 3,5 г/см3, уголь — 1,5 г/см3, озокерит — 0,95 г/см3. А жидкости? Увы, почти все они, за исключением ртути, сгруппировались около «водного эталона» — 1 г/см3. Правда, химия позволяет синтезировать жидкости больших плотностей, но пока такой синтез дорог.

Самая дешевая в мире жидкость — вода. Но ее удельный вес тоже 1. Вот если бы «утяжелить» воду! Первое, что приходит в голову, — растворить в воде различные соли или же приготовить своеобразный «кисель», смешав Н2О с по

рошком какого-либо тяжелого нерастворимого минерала. Сделать это можно. Но в первом случае искусственная жидкость получается очень дорогой, во втором — очень неустойчивой, частицы порошка тяжелого минерала довольно быстро оседают на дно. И в растворах и в «киселе» смесь оказывается слишком вязкой — мелкие куски руды безнадежно застревают в ней и не разделяются.

В Московском институте горючих ископаемых разработан очень простой способ «утяжеления» воды, при котором вязкость ее не изменяется. В его основе — законы Фарадея.

Проводник с электрическим током выталкивается магнитным полем. Точио так же и на жидкость, через которую пропускается ток, в магнитном поле действует некоторая объемная сила. В результате этого жидкость как бы «утяжеляется», хотя ее собственный удельный вес остается, конечно, неизменным. Регулируя величину электрического тока и магнитного поля, в обычной воде можно без труда разделить различные по весу породы.

Конструкция установки для магнитогидродинамического обогащения (или МГД-сепарации) очень проста.

В межполюсном пространстве мощного электромагнита в пластмассовой трубе-сепараторе течет вода. Электрический ток проходит между электродами, расположенными на обоих концах трубы. Чтобы вода хорошо проводила ток, в нее добавляют немного электролита — соли, кислоты, щелочи. Входная и выходная части сепаратора разделены па несколько отсеков. На входе это сделано для успокоения жидкости, на выходе — для удобной выгрузки материалов.

Обогащаемая руда вместе с рабочей жидкостью попадает в зону «утяжеления». Здесь тяжелые куски руды опускаются на дно, легкие же, наоборот, поднимаются вверх, и руда, разделившись, выносится потоком к выходу. Сразу же после сепаратора не обезвоживающих сетках-грохотах руда «отряхивается» от воды. Пустая порода после обезвоживания выбрасывается, а полезные минералы отправляются потребителю.

Каковы же преимущества нового метода обогащения, сможет ли он конкурировать со старыми?

Прежде всего при любом «утяжелении» воды в МГД-сепа-раторе ее собственная вязкость остается постоянной.

Контроль за протекающим процессом производится обычными электроизмерительными приборами. Для регулирования «утяжеления» нужно лишь изменить величину электрического тока.

Теперь об экономической стороне дела. Расчеты показывают: новый метод обогащения не дороже, а во многих случаях значительно дешевле существующих методов. Стоимость его зависит в основном от затрат на получение электрического тока в воде и на создание магнитного поля. В конечном счете чем мощнее и экономичнее магнит, тем меньший ток можно иметь в жидкости и тем дешевле будет процесс.

Мощные электромагниты позволят со временем вообще отказаться от добавки электролита: вполне достаточно будет и тех солей, которые всегда содержатся в обычной технической воде. И тогда новый метод может стать поистине универсальным способом обогащения полезных ископаемых.

ла крышка второго гроба — на ней Тутанхвмон был изваян в образе бога Озириса. Третий гроб (длиной 1,85 м) был сделан цвлниом нз золотых листов толщиной 3,5 мм. Но вот выиуты последние золотые гвоздики, нрышна гроба приподнята за золотые скобы. Мумия фараона, запеленатая в просмоленные полотняные бинты, лежала перед застывшими от волнения археологами. Между обмотнэми то н дело попадались амулеты из гематита, лишь одни оказался железным — скромная находка! Между тем она представляла для историков непреходящую ценность как одно из первых железных изделий человечества. Из складок промасленного савана извлекли сотни украшений. На пальцах рук и ног красовались золотые нанонечнини. Тело восемиадцатилетиегЬ, ничем ие примечательного правителя было с ног до головы усыпано драгоценностями.

"5Г

Когда же удалили истлевшие остатки бинтов с головы, обнажилось, по словам Картера, «бяагородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юно-шесное лицо с четко очерченными губами»... Профессор Египетского университета Дуглас Е. Дерри. проводивший вскрытие, писал впоследствии: «Золотая мас-на изображает Тутанхамона милым и благородным юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно передал искусный художник времен XVIII династии черты усопшего фараона, оставив нам навечно в нетленном металле велинолепиый портрет юного правителя».

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

Вскоре А. Лукас, подвергший останни тщательному анализу, написал обширную монографию «Химия в гробнице» — о металлах, маслах, благовониях, красках и тканях, найденных в усыпальнице фараоне. П. Э. Ньюберри по венкам и гирляндам, сохранившимся в последнем прибежище Тутанхамона, установил, каиие цветы и ягоды росли 3300 лет назад на берегах Нила, и даже время года, когда хоронилн царя, — не ранее середины марта, но ие позднее нонца апреля.

Наконец, последний

штрих, дополняющий историю этой легендарной на-ходни: сенсационный миф о «проклятии фараона». Дело в том, что чуть ли не двадцать участников раеко-пон вскоре умерли при довольно таинственных обстоятельствах. Впрочем, подробности читатель узиает сам из иниги К. Керама «Боги, гробницы, ученые».

36