Техника - молодёжи 1967-03, страница 32\ га блестящими, сразу помолодевшими глазами. Ели. Даже беспощадная ровность кругом не казалась такой унылой. Включили мотор, поехали назад, к «Лютеции». И опять началось жуткое. Проехали обратным курсом километров двести пятьдесят, а ракета как сквозь землю провалилась. Остановили танкетку, Карне сказал; — Да... До сих пор мы считали, что, выбираясь в космос, люди встретятся там с необычным в категориях обычного времени и пространства. Но оказывается, мы имеем дело с необычными феноменами самого пространства. Короче говоря, давай попробуем лимои. — Лимон? Зачем? — Ну, так... Понимаешь, в этой пустыне ничего не меняется. Солнце неподвижно. Вот эту поверхность ничем не потревожить. Такое впечатление, будто тут иет времени. Но если хоть кусочек этого бетона оторвать мли переместить, может быть, что-нибудь произойдет. «Лимои» был атомной миной. Их вооружили несколькими на всякий случай. — Положим прямо иа землю и взорвем. Они поставили завод тяжелой желтой мины не десять минут. Девять ехали; иа десятой соскочили и укрылись за танкеткой. — Ну, давай, милая, — сказал Альберт. Секунды текли. Осталось пять, четыре, три, две... А потом они не сразу поняли, что произошло. Раздался рев, пустыня и синее небо вдруг раздернулись, открывая что-то зеленое. Двое почувствовали, что проваливаются. Упали, поднялись на иоги, огляделись. Солнце откатилось к горизонту, стало большим, просвечивающим сквозь облака. Вездеход, накренившись, стоял над космонавтами на огромном камне. Кругом был лес, похожий на земной, но только ранний, с хвощами, сигилляриями, папоротниками. Квакали какие-то существа. А километрах в двух высилась над зеленью громада «Лютеции». Они подошли, перелезая через поваленные стволы, поднялись по лестнице. Было удивительно, что Ришпен не встречает их. Астрофизик сидел в радиорубке. Помахал рукой. — Видел вас сейчас, ребята. Как вы идете... Связь восстановилась. Но вот какая штука. Для Земли не было этих двух суток... Для них связь не прерывалась. Выходит, мы были как-то втиснуты в мгновенье. Карне смотрел на Ришпена. Тот перехватил его взгляд. — Я уже видел. У меня седая прядь. Черт знает что я пережил, пока вас не было. Договаривались же на три часа. Альберт, отдуваясь, сказал: — А ведь у нас топлива не хватит, чтоб взлететь. Истратились. Будем ждать теперь советской экспедиции. Снаружи начинало смеркаться. Надвигался вечер не Венере. I Последнюю главу коллективной повести пишет фантаст Владимир ГРИГОРЬЕВ. [ источник высокого мапиийеныя шрьал фокусирующая линз» ^Г электошидя пушкл источник ПИТАНИЙ •ОКУСи>УН|Ци> линз В тридцатых годах нашего столетия был создан электронный микроскоп. Появилась возможность наблюдать объекты диаметром всего в несколько ангстрем. Это было поразительно в сравнении с 5 тыс. ангстрем — пределом для обычного оптического микроскопа. Но восторги оказались недолгими. Новый инструмент позволял рассматривать только чрезвычайно тонкие пленки, прозрачные для потока электронов. Вот эту-то жесткую границу и преодолевает стереоскан. С его помощью можно сидеть и изучать поверхность любых предметов. Принцип сканирующего (то есть развертывающего изображения) микроскопа известен давно, но осуществить его на практике до сих пор не удавалось. Первый такой -экспериментальный микроскоп был сконструирован Манфредом фон Арденне в Германии еще в 1935 году. Но только в 1948 году профессор Отли в Кембриджском университете проделал работу, которая привела к рождению стереоскана. Чтобы получить изображение в обычном электронном микроскопе, сквозь образец надо пропустить поток электронов. В зависимости от плотности объекта изменяется траектория движения электронов. На тех местах флуоресцентного экрана или фотопластинки, куда они попали бы, идя по путям, предназначенным для них электростатическими или Магнитными линзами микроскопа, появляются тени. Но проникающая способность у электронов невелика. Они поглощаются даже тончайшими слоями вещества <200 ангстрем). Для преодоления этого препятствия с поверхности предмета снимают оттиск («реплику») — коллоидную пленку. достаточно тонкую, чтобы ее можно было рассматривать под микроскопом. Потому-то и пришлось создавать прибор, в котором изображение рассмат-рииалось бы не на просвет, а на отражение. В нем из вещества, обстреливаемого потоком электронов, вылетают вторичные электроны. Рассматриваемый объект обстреливают электронным остро сфокусированным лучом последовательно, точку за точкой, как в телевизионной трубке. Точно так же на экране микроскопа получается изображение. Это и есть процесс сканирования (развертки). Специальная «сетка», находящаяся под напряжением, собирает летящие во все стороны электроны в направленные потоки. Возникает ток, сила которого в каждый момент времени является характеристикой обстреливаемой точки. Правда, он слабоват, и для его обнаружения в цепь вводят электронный умножитель. Усиленный сигнал управляет, как и в приемной телевизионной трубке, движением электронного луча по флуоресцирующему экрану кинескопа. Когда сигнальный ток слабый, свечение на экране бледное, когда он сильный — яркое. Так возникает цельное изображение. Новый метод позволяет получить и «рельефное» изображение, видеть подробности, ускользающие от глаза при рассматривании объекта в обычном электронном микроскопе. Области применения стереоскана? Их множество. Можно наблюдать синтетические и природные волокна, изломы керамики, строение насекомых и т. п. — то. что не подвластно электронному микроскопу. Есть еще одна специальная область применения: испытание микромодулей без риска разрушить их (например, в транзисторных схемах). Различные потенциалы, под которыми находятся части микроконтура, дают на экране различные по интенсивности светлые пятна, так как по-разному влияют на сигнальный ток. Значит, можно исследовать эти контуры, не'внося искажений в первоначально наблюдаемую картину. 26
|