Техника - молодёжи 1967-11, страница 21

Техника - молодёжи 1967-11, страница 21

ВЧЕРА » СЕГОДНЯ • ЗАВТРА а ВЧЕРА « СЕГОДНЯ • ЗАВТРА

способные поразить противника на любом расстоянии. Сколько сил и труда вложил наш народ, победивший захватчиков и интервентов, разгромивший фашистские полчища, в создание сверхсовременного оружия для защиты Родины.

ной площади столицы. Разношерстное обмундирование бойцов, старенькие винтовки, обмотки, косоворотки...

И вот та же площадь в наши дни во время военного парада. Стратегические ракеты межконтинентального действия,

КАКОВА ЛУНА НА ОЩУПЬ?

Поэты сравнивали Луну с желтым блином, блюдцем, литаврой — с чем угодно, только не с шаром. И в самом деле, вспомните: яркость естественного спутника Земли практически одинакова в любом его участке, и она в лучшем случае схожа с барельефом. А ведь это парадоксально: шаровидное тело не может казаться плоским даже в рассеянном свете, а тем более в резких лучах солнца. Оно должно иметь пик яркости в одной точке и резкий спад ее к периферии.

С поэтов достаточно того, что они отметили эту особенность. Что же касается ученых, то им, естественно, пришлось ее объяснить. Еще в 1918 году харьковский астроном Н. Ба-рабашов попытался найти закон отражения света от лунной поверхности. С самого начала было ясно: задача не из простых. Первые же наблюдения показали, что ни кратеры, ни горы не влияют существенно на характер отражения лучей. Главная роль, следовательно, должна принадлежать микрорельефу. Если математически описать закон отражения, можно будет делать выводы о характере поверхности Луны, а следовательно, о ее почве.

Барабашов установил, что яркость лунного диска с изменением фазы существенно меняется, проходя резкий максимум в момент полнолуния, то есть тогда, когда направления падающего и отраженного лучей совпадают. Это может быть в том случае, еспи поверхность Луны имеет сложную разветвленную структуру.

Ученый занялся теоретическими и экспериментальными исследованиями отражения света от разнообразных поверхностей: покрытых параллельными трещинами, углублениями, возвышенностями всевозможной формы. Были сделаны пер

вые, выводы относительно размеров и характера неровностей, расчленяющих лик Луны.

Теперь, чтобы составить представление о характере поверхности спутника, можно было заняться более осязаемыми вещами. Н. Барабашов и А. Чекирда кропотливо подбирали образцы различных земных пород в естественном и раздробленном состоянии. Лучшее согласие с теорией дала поверхность с остроконечными неровностями, составленная из дробленых туфов с 2—5-миллиметровыми зеркалами, а также из губки, выкрашенной темной глиной, с порами в 1—2 сантиметра и тонкими стенками между ними. Вулканические пеплы больше соответствовали лунным морям, вулканический шлак — материкам.

Уже тогда в Харькове были убеждены, что Луна не покрыта толстым слоем пыли или пепла, как в те времена, да и много позже, считали другие астрономы. Собственно говоря, «пылевая» гипотеза просуществовала до того момента, когда «Луна-9» села на твердый и достаточно прочный грунт. Вместе с ней отпала и другая гипотеза, согласно которой лунную поверхность покрывает так называемый «космический пух» — непрочное образование ажурной структуры, получившееся от слипания мельчайших частиц в условиях лунного вакуума.

Вскоре после опубликования лунных панорам астрономы США поздравили харьковчан и в частности Н. Барабашова одновременно по двум поводам: с мягкой посадкой советской космической станции на Луну и блестящим подтверждением давно сделанных выводов о том, какова должна быть Луна на ощупь.

Украинская ССР В. ШИКАН, инженер

17