Техника - молодёжи 1968-07, страница 27

Техника - молодёжи 1968-07, страница 27

циалиста Митрофанова. Он дает огромные прибыли, этот метод, трансформированный для условий Цейса.

Я покидаю завод в сопровождении двух молодых парней. Гюнтеру Картману — 24 года. Он секретарь комсомольской организации — здесь она называется ЭДфЕЁТ — того самого цеха, где монтируются гигантские телескопы. Окружной секретарь Гюнтер Шиллер рассказывает мне о многогранной и интересной жизни производственной молодежи прославленного завода.

— Будете в Азербайджане, обязательно посетите Пиркули. Напишите об обсерватории. Нам так интересно познакомиться с людьми, которые работают с нашим телескопом.

...Автомашина пересекает холмистую, выжженную солнцем местность. Это предгорье. Путь лежит через древнюю столицу Азербайджана — Шемаху.

— Не отсюда ли шемаханская царица, — обращаюсь я к водителю, — та самая, что гуляет по русским былинам?

— Конечно, отсюда, — отвечает он.

Разрушенная землетрясением в XII веке древняя столица отдала всю свою силу и славу Баку.

Все выше и выше врезается в горы серпентина дороги. Справа и слева склоны, покрытые виноградниками.

Осенний пейзаж Пиркули потрясает воображение. Тронутый золотом, желтизной и багрянцем лес обступил небольшую долину, словно чашу, вознесенную к небесам. Совсем по-марсиански выглядят серебристые купола обсерватории на фоне ярких каскадов горной растительности.

Место для обсерватории выбиралось долго. Здесь лучшая видимость неба — 300 безоблачных суток в году.

Возле гиперболического купола главного зала — скульптура.

— Академик Мамедалиев — основатель Пиркули, — поясняет директор обсерватории Султанов.

От инженеров и конструкторов завода Цейса я слышал о Султанове почти легенды. Восторгались все и остроумием Султанова, и его чудесными шашлыками на берегу горной реки, и, наконец, его исключительной энергией. Еще бы, десятки немецких инженеров и специалистов работали вместе с ним на транспортировке и монтаже уникального оборудования.

Да, пожалуй, не стоит стесняться в выражениях: звездный маяк — подлинное чудо. И когда руководитель отдела двухметрового телескопа Ингилаб Асланов (кстати, «ингилаб» по-азербайджански — «революция») становится у пульта и космическая «пушка» начинает беззвучно «палить» в небо, тебя охватывает почти мистическое чувство.

Ингилаб молод, он закончил Азербайджанский университет в Баку, был аспирантом в Ленинграде, защитил кандидатскую диссертацию по проблемам солнца. Он вдохновенно рассказывает нам о работах обсерваторий. физика солнца и звезд. Малые тела вселенной, спектральные наблюдения, спутники далеких планет, электрофотометрические исследования... Да разве перечислишь! Мне запомнилось главное — Цейсовский телескоп в один миллион раз приближает звезды.

— Мы надеемся наблюдать звезды двадцать первой величины, а глаз человеческий улавливает лишь свет звезды пятой величины.

Телескоп Пиркули самый автоматизированный в мире.

— Я хожу сюда на работу, как на свидание с любимой женщиной, — улыбается Асланов. — Работать в обсерватории одно удовольствие. Так и кажется, что ты раскрываешь новые тайны, глядя звездам в глаза. .

Восторженного астронома перебивает Султанов.

— То, что Цейс поставляет лучшую аппаратуру в мире, ни для кого не секрет, — говорит он. — Что же касается немецких специалистов — а было их здесь человек двадцать, — нам они пришлись по душе.

Главный конструктор телескопа Иенш, работающий на Таутенбургской обсерватории возле Иены, по-моему, всем специалистам даст сто очков вперед, — улыбается Султанов. — Ведь он не только конструктор, но и астроном. Мы будем еще долго работать с ним в полном контакте. Ведь на этом телескопе немецкие инженеры будут проверять все свои новые разработки. А их немало. Так и хочется назвать нашу обсерваторию звездным маяком советско-германской дружбы.

И он прав — этот загорелый азербайджанец, с лицом, на котором время оставило свои меты.

Азербайджанская республика высоко ценит труд немецких товарищей. 13 немецких специалистов и знаменитый завод в Иене получили почетные грамоты правительства Азербайджана, ценные подарки и слова благодарности.

Мы покидали Пиркули поздно вечером, когда мигающая россыпь высокогорных звезд заполонила все небо. Звезды пятой величины. А сколько их там еще, в этом безбрежном море вселенной?!

Какие звезды поможет открыть маяк нашей дружбы?

И какой величиной определить сегодня значение дружбы между народами, жаждущими совместно взглянуть в таинственные глаза космоса?

23