Техника - молодёжи 1969-11, страница 39

Техника - молодёжи 1969-11, страница 39

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! МОЖЕТ БЫТЬ, КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС ВСТРЕЧАЛСЯ С «ДИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ» ИЛИ СЛЫШАЛ О ТАКИХ ВСТРЕЧАХ! ЖДЕМ ВАШИХ ПИСЕМ.

Тем самым мы возвращаемся к четвертому вопросу. Находка Сэндерсона и Хёвельманса не единичный факт. Она подключается как новое звено к научной цепи, служит еще одним наглядным подтверждением уже хорошо обоснованной концепции. Я всегда предсказывал в шутку, что как раз те упрямые оппоненты, которые сегодня твердят: «Доставьте нам хоть один экземпляр», — завтра, когда это будет выполнено, скажут: «Один экземпляр ничего не доказывает, мало ли что бывает, дайте серию». И вот действительно, недавно я докладываю в кругу антропологов о находке Сэндерсона и Хёвельманса и слышу в ответ брюзжание маститого ученого: «Это, конечно, не подделка, но ничего нельзя сказать по одной особи, ведь это может быть и урод, и гибрид человека с обезьяной, и атавизм».

Нет! В том-то и дело, что нам уже известны сотни подобных фактов. Чем принципиально отличается описание трупа, составленное Хёвельмансом и Сэндерсоном, от описания аналогичного трупа, осмотренного в 1925 году на Памире командиром-чекистом М. С. Топильским вместе с военным фельдшером Васильевым, или от описания живого экземпляра, осмотренного в 1941 году на Кавказе военным врачом В. С. Карапетяном? Просто новейшее описание компетентнее, обстоятельнее, свежее.

Характер льда, в котором лежит труп, пузырьки воздуха в нем доказывают — замораживание произведено искусственно, то есть в холодильном устройстве, и не более чем несколько лет назад, иначе труп и во льду неминуемо разложился бы (ведь трупы мамонтов сохранились под землей лишь благодаря илу, в который они погрузились). Поза его осталась почти первоначальной, он лежит на спине, левая нога вытянута, правая согнута в колене и стопе.

Оба описания передней стороны убитого существа почти не согласовывались между собой. И вот что психологически очень важно: мы обнаруживаем и совпадения во всем главном и некоторые расхождения. Например, в представлении Хёвельманса голова более запрокинута в лед, не видна почти по брови. Сэндерсону же кажется, что голова лежит горизонтальнее и что он рассмотрел и часть лба, даже начало волос на голове. Но основное различие в восприятии этих двух наблюдателей я бы резюмировал парадоксально: Хёвельманс усматривает больше анатомических признаков, отличающих существо от человека, но теоретически ставит его ближе к человеку, чем Сэндерсон, который, наоборот, по сумме признаков больше сближает его с человеком, а в теории отодвигает значительно дальше. В полемику по

жил: «На той стороне идут люди, трое». Я схватил цейсоесний бинокль и стал рассматривать три странные фигуры, находящиеся всего в полуиилометре от нас, за трещиной. Это была, судя по всему, семья «снежных людей» — высокий мощный самец, самиа и детеныш.

Подошли бойцы. Командир таджииского вспомогательного отряда Умариул Саидов предложил попугать «волосатиков» из пулемета. Я запретил стрелять, мне не верилось, что они не люди. Тем временем самец начал жестикулировать и занричал тонким голосом что-то нечленораздельное, звериное. Троица быстро скрылась среди скал.

Когда идешь за бандой, каждую минуту опасаясь нападения, — не до чудес. Мы не отвлекались и продолжали погоню. И через двадцать семь дней после выступления отряда из кишлака Ховалинх нарвались на засаду, приняли решающий бой.

Воевать мы умели и в конце концов загнали басмачей в ущелье, е тупик. Уцелевшие бандиты укрылись от нашего огня в одной пещере. Выход из нее красноармейцы взяли под прицел. Тут-то и случилась совершенно загадочная история.

В пещере раздался шум, выстрелы, из нее выскочило несколько человек. Мы забросали их гранатами. Последним выбежал басмач в халате, за ним гналось волосатое существо с чем-то вроде дубины в руках. Ущелье узкое, не убежишь. Васмач и «снежный человек» встретились яйцом к лицу. Дубина обрушилась на левую ключицу и, как потом выяснилось, сломала ее. В свою очередь, басмач успел три раза выстрелить в упор. Весь эпизод занял доли секунды. От взрывов гранат началась подвижка льда. Засыпало трупы и вход в пещеру. Васмач е последнем рывке уцепился за склон, и мы спасли его. А затем, когда природа успоноилась, приступили к расиопкам.

Первым вырыли «волосатииа». Я осматривал его вместе

с лекпомом Васильевым. Рост 165 см, шея короткая, покрыт шерстью, особенно со спины. Шерсть бурая, грудь чернее, с сивым оттенном. Цвет кожи — желтоватый, восковой. Глаза карие, маленькие, глубоко сидящие. Колени мозолистые, иа них шерсти нет. Ноги короткие, прямые. Выдаются скулы, усов и бороды нет, лба незаметно.

— Михаил Степанович, посмотрите на реконструицию палеоантропа, сделанную на основании описаний Сэндерсона и Хёвельманса по указаниям профессора В. Ф. Порш-нева. Похоже на то, что вы видели?

— Очень во многом похоже, но есть и различие. У па-мирских «снежных людей» верхняя часть стопы не так густо покрыта волосами.

— Что говорил пленный басмач?

— Не успела банда укрыться в пещере, как из тьмы послышался шум — в глубине находилось логово «снежных людей». Они набросились на непрошеных гостей. Басмачи в ужасе заметались.

А мы больше «волосатииов» не видели. Пленный погиб по дороге, фотоаппаратов у нас не имелось, труп «снежного человека» решили не брать с собой — путь предстоял трудный. Да и до диковинок ли было тогда, в сложные двадцатые годы, когда Средняя Азия пробуждалась к новой жизни, преодолевая ожесточенное сопротивление отсталых слоев населения, баев, английских ставленников, недобитых белогвардейцев? Сейчас — другое дело. Почему же «снежный человек» никак не дается в руки ученым?

— По вашему мнению, почему?

— Велики горные хребты, обширны леса, много глухих уголков, много шуму и неприятностей от людской техники. а «снежный человек», раз уж он самый близкий нам родственник, не таиой глупый. Взял и ушел подальше. Но я верю, что наука рано или поздно разрешит эту волнующую загадку.

Сотни лет назад в бассейне Нижнего Амура жили чжурчжени — творцы весьма своеобразной культуры. Создается впечатление, что на этой чжурчженской статуэтке из Хабаровского краеведческого музея запечатлен облик живого палеоантропа.

теоретическим вопросам вступим ниже, пока же выделим в их эмпирических наблюдениях fo, что совладает у обоих.

Труп массивен. Его вес, возможно, достигает 115 иг. Туловище сужается не в талии, а только к бедрам. Ширина груди велика по отношению к длине туловища. Соотношение длины рук и ног, видимо, соответствует человеческим пропорциям. Только левая рука кажется необычно длинной — несомненно, из-за того, что она не только перебита, но и согнута и растянута в месте перелома. Правая рука лежит на боку и животе. Зато резко отличаются от человеческой нормы размеры и пропорции нистей и стоп. Может быть, близость их к поверхности льда создает дополнительный оптическии эффект увеличения, но все же они огромны и непомерно ши-

Rokh. Но посмотрите в витрине Антропологического музея 1ГУ положенные рядом скелеты стоп современного человека и неандертальца: последняя тоже выглядит громадной! Большой палец на кисти несколько длинноват для человеческих пропорций, достигая среднего сустава второго пальца.

Одна из самых впечатляющих морфологических особенностей: хотя при данном положении головы у человека шея была бы вытянутой с выступающим адамовым яблоиом, тут от шеи видна лишь узкая полоска между ключицами и нижней челюстью. Это значит, что шея необычайно коротка и у живой особи голова втянута в плечи. Согласно нашим знаниям, у ископаемых неандертальцев затылочное отверстие действительно сдвинуто назад, голова прикреплена к плечам и спине мощными, как бы притягивающими ее мышцами. Нижняя челюсть также в высшей степени напоминает ископаемых палеоантропов — она массивна, широка и без подбородочного выступа, то есть как бы срезана. Другие неаидер-

ШОШуШЛ

35