Техника - молодёжи 1970-07, страница 26ции, от перезарядки никуда не денешься. Сердце-то вечное, незаменимое! Впрочем, равно как и еще два механизма — регулятор натяжения нитки и рычаг нитепритягивателя. Они и «пожирают»- — при обычной скорости! — добрую половину прочности нити. Рычаг, хоть и старается двигаться плавно, не способен избежать рывков. А если скорость возрастет втрое? Тогда трение и рывки станут для нитки попросту смертельными. Вот и получается гордиев узел. Хочешь стать властелином скорости — развяжи его. Но, увы, как и в предании, это казалось невозможным. И тогда в точном соответствии с древней легендой объявился в швейном деле свой Александр Македонский... ПРОРЫВ ТЕПЛОВОГО БАРЬЕРА Удар меча — и рассыпался хитросплетенный узел... В какой-то мере именно так развивались дальнейшие события. Хотя герой обошелся и без холодного оружия, и без античного щита — обошелся вполне современной бумагой: заявкой на изобретение, которая чуть позже превратилась в авторское свидетельство. Герой — это Калининградский механико-технологический техникум легкой промышленности, сокращенно — КМТТ. Сражение было выиграно на поверхности тонкой швейной иглы. Никаких дорогостоящих уникальных смазок, никаких сложных систем. Правда, игла потеряла прежний блеск... Решение оказалось настолько неожиданным, что конструкторы одного крупного завода, куда поступила на заключение заявка техникума, сначала удивились, а потом возмутились. Дисульфид молибдена? На хромированную иглу? Да ведь это вещество на хроме не держится! «А зачем на хроме? — в свою очередь, удивились авторы. — Не «на», а «вместо»... Вот и все. Процесс обработки иглы не изменяется, только вместо дорогостоящего хрома — дешевый дисульфид молибдена. Он минует тепловой барьер при «нормальной» температуре. Без эксцессов с нитками и тканями. А как же челнок? Как с его «троллейбусными» остановками? Как, наконец, регулятор натяжения и рычаг нитепритягивателя? Вечные конструкции! Их нет. Совсем нет. Можете убедиться, взглянув на вкладку и сравнив старый способ с новым. Вместо челнока — нижняя игла. Точь-в-точь как верхняя. И такой же, как наверху, игловодитель — простой стальной стержень. Простой кривошип сообщает ему простое возвратно-поступательное движение. Нижняя нить заправляется не в шпульку, а в иглу, поступая непосредственно с бобины. Она расположена сверху, за пределами «чрева» машины, и поэтому размерами не лимитирована. 6000 оборотов? Пожалуйста! По самым скромным подсчетам, производительность труда на операциях стачивания возрастает на 15%: плюс 15 машин к каждой сотне. Это с одной стороны. А с другой — давайте вычитать. Цена машины 22-го класса 21 руб. 50 коп. На долю челнока приходится 7 руб. 50 коп. Отнимаем, получаем 14 руб. Оставляем без рассмотрения то обстоятельство, что есть конструкции и двухчелночные и сами челноки бывают посложнее и, следовательно, дороже. Считаем дальше. Нитепритягиватель и регулятор натяжения — 3 руб. Без челнока им делать нечего. Игловодители работают и нитеподатчика-ми — для этого в каждом из них нужно просверлить одно отверстие. Цена — 7 коп. за сверловку 100 штук. Итого, минус 10 руб. с копейками. Машина стала вдвое дешевле, на 15% производительнее. И абсолютно надежный шов. Ни температура не грозит нитке, ни всякая хитрая механика — рвущая и трущая. Простые спирали — нитенаправители и единственная пружинка — на самую тонкую нить и на толстый шпагат. И ничего более. Но это еще не все. Одно из главных качеств трикотажа — эластичность. За исключением шва, который в этом отношении был узким местом. Эдакий неподдающийся... И вот впервые в швейной технологии две иглы работают под углом 120° друг к другу, прокалывая ткань и сверху и снизу. В результате рождается необычный шов — у него истинно «трикотажный» коэффициент растяжения: 40% собственной длины. У этого изобретения длинное название, но привести его стоит — для ясности: «Цепная стачивающая двухниточная нераспус-кающаяся эластичная беспосадочная строчка...» Конечно, изобретение, свергнувшее с пьедестала челнок, далеко не сразу обернется серийным производством новых машин. Старым тоже еще работать и работать. Челнок не очень-то торопится на пенсию. Но ведь есть у него давние и весьма капризные спутники. Правда, вроде бы неразлучные... На вкладке изображен нитепритягиватель, созданный в КМТТ. Ни рычагов, ни сложной скелетообразной конструкции. Диски и шестерни. Равномерное вращательное движение. Никаких ударов. Нить подтягивается, зажатая резиновыми поверхностями двух роликов. Один из них — эксцентрик. Регулируя расстояние его от оси ведущей шестерни, можно изменять величину затяжки петли. Второй ролик вращается свободно, поэтому устраняются не только рывки, но и трение. Встретились резиновые поверхности роликов, зажали нить, провели ее вверх и разошлись. Эта новинка не нуждается в регуляторе натяжения и может быть использована в машине любого класса, любой марки и любой системы. КТО они? Что же это получается? Столь серьезные, оригинальные, можно сказать, неожиданные изобретения рождаются в самом обычном, рядовом техникуме? Уж не хочет ли автор убедить читателя, что все рассказанное в очерке и показанное на вкладке — дело учащихся? А если изобретают взрослые преподаватели, то резонно ли акцентировать внимание на слове «техникум»? Просто изобретатели такие-то... Возьмем для примера уже известное вам изобретение — «Способ снижения температуры игл...». За эту работу медалями ВДНХ СССР были награждены: учащийся техникума М. Тишин, заведующий механической мастерской, заочник 4-го курса КМТТ И. Гапошин, заведующий лабораторией испытания машин ЦНИИ швейной промышленности И. Горохов и директор техникума С Ященков. Оба руководителя — выпускники КМТТ. И в этом секрет успеха. Конечно, шестнадцатилетним трудновато было бы одним одолеть гордиев узел. Конечно же, главную роль играют специалисты. Но не просто изобретатели, а люди, неразрывно связанные с техникумом. Связанные не только дипломами КМТТ, но и тем, что сам процесс изобретения становится решающим обстоятельством в учебной и воспитательной работе. А дипломы КМТТ? Что ж, они со всей очевидностью свидетельствуют об одном: творческая атмосфера в техникуме и творческое содружество его нынешних и бывших питомцев — не эпизод и не кампания, а серьезная школа. Со своими традициями и со своими результатами. 23 |