Техника - молодёжи 1970-08, страница 64

Техника - молодёжи 1970-08, страница 64

растение? У него будто бы нет нервной системы, глаз, ушей. Какой физический раздражитель действует на него? И Бакстер ставит другой эксперимент. Автоматический механизм в момент, выбранный датчиком случайных чисел, опрокидывает чашку с крошечной живой креветкой в кастрюлю с кипятком. Рядом стоит цветок, например филодендрон, с наклеенными на лист электродами. Самописец ведет непрерывную запись. Сотрудники уходят на ночь из лаборатории. Утром, вернувшись, они обнаруживают, что в тот миг, когда креветка погибла, у растения была зарегистрирована «эмоциональная» реакция. Этот опыт повторялся много раз с усложненным научным контролем, и были получены устойчивые результаты.

Несколько американских университетов воспроизвели эксперимент Бакстера, и сейчас это явление известно как «Бакстер-эффект». Любопытная деталь: оказывается, растение постепенно «привыкает» к трагическим событиям. Например, интенсивность «выброса» кривой в опыте с креветкой падает после многократного проведения опыта. Растение не обращает внимания на бесполезную сто первую угрозу. Однако при смерти человеческих клеток (антисептик вводят в пробирку с культурой клеток) «привыкания» нет. Домашнее растение, видимо, чутко реагирует на болезнь хозяина и даже на изменение его настроения.

Так что опознание убийцы с помощью цветка-свидетеля отнюдь не кажется фантастичным. Бакстер, как истый криминалист, смоделировал «преступление». В комнату, где находились два цветка, по очереди входили шесть человек. Седьмым был Бакстер. Он увидел, что одно из растений уничтожено. Кто «убийца»? Бакстер подсоединил электроды к оставшемуся в живых филодендрону, а затем шесть подозреваемых опять входили в комнату один за другим. Когда появился «убийца», свидетель дал «эмоциональную» реакцию, демонстрируя отличную память на лица. Так было проведено расследование.

Кстати, о памяти растений известно давно. Она проявляется тогда, когда затрагиваются важные для жизни цветка механизмы. Но это, так сказать, «долговременная память». А вот «кратковременную» недавно исследовали сотрудники Института фотосинтеза и физиологии растений. Оказалось, что огурцы, фасоль, картофель, пшеница, лютик прекрасно запоминают частоту вспышек ксено-но-водородной лампы.

После «обучения» (серии световых импульсов) растения воспроизводили заданный ритм с исключительной точностью. Сигналы регистрировались полиграфами и энце

фалографами, которые обычно применяются для записи биотоков мозга. Время запоминания у разных растений было различным, но лютик, например, «помнил» световой ритм 18 часов!

После открытия «эмоций» осталось лишь выработать у растения «условные рефлексы». И Бакстер это сделал! Около филодендрона помещали какой-нибудь минерал, и «наказывали» цветок ударом электрического тока. Затем камень убирали, и растению давали спокойно жить. Потом все вновь повторялось. Через некоторое время филодендрон «эмоционально переживал)!, когда минерал оказывался рядом, хотя удара электрического тока не было. Как сообщил Клив Бакстер, таким путем удалось «научить» растения отличать руду от пустой породы!

Бакстер полагает, что не только растения, но и каждая клетка имеет «первичное восприятие». Правильна или неверна эта точка зрения, покажет будущее.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Методически правильно начинать опыты по биосвязи с простых живых организмов, например с бактерий или растений. Однако это только одна сторона дела. Другая... Посмотрите, как выглядят на рисунке опыты А. Попова и К. Бакстера. Не правда ли, схемы очень схожи? Только в первом случае применен «мертвый» детектор — когерер, а во втором живой детектор — растение. Электромагнитное поле молнии изменяет проводимость когерера. Если к контуру подсоединить самописец, он дал бы «выброс» на кривой. Излучение, вспыхивающее при гибели креветки, изменяет проводимость растения. На кривой тот же «выброс» (правда, он медленно сходит на нет).

Бакстер поставил несколько опытов по выяснению природы этого неизвестного биологического излучения. Оказалось, что живые детекторы принимают излучение на расстоянии в сотни миль и что известные способы экранирования от электромагнитных полей (с помощью фарадеевского экрана и металлических контейнеров) не мешают растениям фиксировать этот сигнал. Конечно, еще рано делать какие-либо выводы. Опыты американцев должны быть тщательно проверены, и только тогда «Бакстер-эффект» будет официально признан.

Первый шаг к исследованию уже, видимо, сделан. Радиосвязь началась с грозоотметчика, биосвязь также, вероятно, начнется с детектора, однако живого. А дальше, по аналогии, почему бы не предположить, что вслед за ним появятся живые триоды, приемники, генераторы и другие создания биотроники.

НАД ЭТИМ ОПЫТОМ НАДО ЗАДУМАТЬСЯ

В статье В. Адаменко освещаются чрезвычайно интересные, но дискуссионные аспекты биологии. Речь идет о возможности реагирования живых существ на небольшие дозы разнообразных излучений. В этом плане уже проводились многочисленные экспериментальные исследования, особенно тканей и клеток чело-вена и животных. Интереснейшие работы советского ученого Д. Гурви-ча посвящены как раз доказательству восприятия, а также испускания слабых электромагнитных волн (ми-тогенетических лучей) живыми клетками. До сих пор идет оживленная дискуссия об открытии Гурвича и его значении для биологии. Современная техника эксперимента открывает возможности для непосредственного физического анализа этого явления.

Следует отметить, что изучению энергетики организма до последнего времени уделялось мало внимания. Теперь отставание постепенно преодолевается. Большое количество исследований (правда, преимущественно аналитического характера) показывают нам глубокую взаимосвязь между физиологическими морфогене-тическими процессами, с одной стороны, и электромагнитными излучениями — с другой.

Объектом исследования реактивности на электромагнитные поля стали не только животные и человек, но и растения, и бактерии. И здесь, в мире растений, мы видим специфическую реактивность на изменяющиеся электрические условия среды и электромагнитные возмущения.

Безусловно, фактический материал, накопленный особенно по рецепции растений и бактерий, пона что недостаточен.

Вероятно, слишком категоричны выводы американских ученых о практическом использовании рецепции

Б астений для судебного следствия, о опыты К. Бакстера не могут не привлечь внимания экспериментаторов. Эффект надо проверить и выяснить причину реакций.

Наблюдения, проведенные в Казахском государственном университете одним из авторов (совместно с психиатром А. Роменом), также показывают, что растения изменяют свои электрические параметры в зависимости от психического состояния человека (см.: А. С. Ромен, В. М. И н ю ш и н, Некоторые данные о произвольном воздействии на электробиолюминесценцию. Вопросы биоэнергетики. Алма-Ата, 1969). С чем это связано? Об этом можно лишь догадываться. Ясно лишь одно: растения могут воспринимать энергию, имеющую конкретную физическую природу, в самых различных диапазонах электромагнитного спектра.

Б. ДОМБРОВСКИЙ, академик АН Казахской ССР, В. ИНЮШИН, кандидат биологических наук, доцент Казахского государственного университета

'. Алма-Ата

62

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Первичный рефлекс

Близкие к этой страницы