Техника - молодёжи 1971-02, страница 61

Техника - молодёжи 1971-02, страница 61

редставляется уже бесполез-99 ным добиваться дальнейших усовершенствований и ставить перед изобретателями новые задачи. Все мыслимое уже достигнуто».

Написанное в 1909 году это безапелляционное утверждение фельдмаршала фон Шлиффена оказалось заблуждением. Заблуждением тем более поразительным, что оно принадлежало крупнейшему артиллеристу Германии и было высказано буквально накануне радикальнейших нововведений в этой области. И в наши дни, читая книгу А. Латухина «Современная артиллерия» (Воениздат, 1970 г.), не устаешь удивляться самонадеянности «отца германской тяжелой артиллерии», провозгласившего, что этот род оружия не нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Поставив перед собой цель — показать даже малоподготовленному, но интересующемуся артиллерией читателю, как устроены и как действуют орудия, снаряды и приборы управления стрельбой, — А. Латухин умело подчиняет все основному замыслу. Понимание сути де\а, знание тонкостей, ясность мышления позволяют автору находить яркие факты и цифры, обращать внимание на неожиданные следствия, вскрывать интересные особенности и зависимости. Постепенно, прочитывая одну главу за другой, начинаешь понимать, какое удивительное, сложное и совершенное произведение инженерного искусства современная пушка.

Действительно, лафет легкой, изящной 76-мм дивизионной пушки испытывает в момент выстрела силу отдачи в 157 т, а лафет 152-мм гаубицы — в 400 т! Снаряд, вылетающий из ствола 76-мм орудия, вращается с бешеной скоростью — более 20 тыс. об/мин. Пушка весьма экономичная тепловая машина: ее к.п.д. примерно такой же, как у дизеля, — 35%. Зато мощность превышает масштабы, к которым привыкли двига-телисты. Мощность пушки среднего калибра" — 400—900 тыс. л. е., а крупного 9—12 млн, л. с. Для сравнения напомним, что мощность Днепрогэса — 900 тыс. л. с.

А разве не интересно будет читателю узнать, что самым крупным ка

ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ!

Меня очень обрадовало то, что в этом году редакция начала печатать артиллерийскую историческую серию. Отец — участник Отечественной войны, артиллерист — часто рассказывал мне о войне, о пушках. Хотелось бы узнать поподробнее о современной артиллерии, ее возможностях и перспективах.

С уважением Г. Рогозин, г. Колпино член ДОСААФ

либром в истории артиллерии был калибр американской 36-дюймовой мортиры — 914 мм! Что скорость струи у кумулятивных снарядов достигает космических масштабов — 15 тыс. м/сек! Что урановые стрелы длиной 10 см пробивают танковую броню лучше, чем снаряды с вольфрамовым наконечником, и что, воспламеняясь при ударе о броню, они продолжают гореть внутри танка!

Неожиданностью для читателя-неспециалиста окажутся и замечательные боевые качества минометов. Далеко не все знают, что с 1943 года на минометы приходилось больше половины всех наших артиллерийских средств. А чтобы понять значение этого факта, стоит вспомнить о размахе советских артиллерийских операций времен Великой Отечественной войны. В обороне Москвы участвовало 7985 ирудий, минометов и «катюш». В Сталинграде — 14 200, под Курском — 34 500, в Берлине — 41 600. А всего за годы войны наша промышленность произвела 188,1 тыс. орудий среднего и крупного калибров и 347,9 тыс. минометов.

Но главное внимание автор уделяет, конечно, современной артиллерии, появившейся после второй мировой войны. Впервые в систематизированном виде широкому читателю преподносятся сведения о новейших гаубицах и пушках, о самодвижущихся и самоходных орудиях, о безоткатных пушках, о комбинированных орудиях, сочетающих в себе свойства гаубицы и миномета. Одна из глав книги посвящена специальным видам артиллерии: зенитной, авиационной, танковой, корабельной.

Но здесь нас, возможно, прервут: «О каких новейших пушках может идти речь? Разве ракеты не вытеснили отовсюду артиллерийские системы? Разве есть будущее у ствольной артиллерии?»

Одна из глав книги А. Латухина полностью посвящена как раз этим вопросам. И, считая, что никто лучше автора не ответит на них, мы предоставляем слово ему самому.

Итак, «ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СТВОЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ?».

Я. ЕВСЕЕВ, инженер

Публика, сидевшая в пол-99* "день в кафе де-ля-Пэ, не забыла, с какой тревогой она расхватывала первые официальные сообщения о том, что немцы «с большой высоты» бомбардировали Париж... Затем было выпущено второе сообщение, на этот раз правильное, что Париж был обстрелян из дальнобойной пушки...» Весь цивилизованный мир был потрясен. Тогда — в марте 1918 года — впервые заговорили о появлении пушки с такой дальнобойностью так, по словам американского историка

ЕСТЬ ли

Т. Джонсона, стало известно об уникальной попытке решить задачу дальней бомбардировки средствами классической ствольной артиллерии.

Лишь после войны узнали, какой ценой досталась немцам эта попытка обстрелять Париж с расстояния 120 км. Ствол пушки «Колоссаль» состоял из двух скрепленных стволов 380 мм и 210 мм, общая длина его была 35 м, а вес всей системы — 157 т! И' все это огромное сооружение смогло лишь выбросить несколько снарядов со скоростью 1800 м/сек и выйти из строя

У пушки «Колоссаль» не оказалось последовательниц для увеличения дальности стрельбы до 250 -300 км требовалось довести начальную скорость снаряда до 2 тыс. м/сек, а длину ствола — до 150 —170 м! Решить проблему сверхдальней стрельбы довелось ракете, которой не нужен мощный начальный динамический толчок. Успешно выполнив эту задачу, ракета породила в головах военных специалистов капиталистических стран переувлечение ^Жсетно-ядерным оружием, весьма скептическое отношение к будущему ствольной артиллерии и минометов. Появилась мода говорить о «кризисе артиллерии». В дискуссиях на тему «снаряд или ракета» предрекалось: артиллерийские орудия будут вымирать, как мамонты, предлагалось даже «уволить артиллерию в отставку без пенсии и мундира». Пессимистические прогнозы не оправдались. Оказалось, что ракеты не могут выполнить все задачи ствольной артиллерии, а некоторые из них решают дороже, а иногда и хуже.

ГДЕ РАКЕТОЙ, А ГДЕ ПУШКОЙ

68