Техника - молодёжи 1971-08, страница 64

Техника - молодёжи 1971-08, страница 64

■ «Для защиты английских островов от возможного вторжения неприятеля некоторых местах, расположенных недалеко от берега, устроены плавучие форты Они вмещают довольно зна чительный гарнизон сухопутных и морских войск, Форты вооружены береговой и зенитной артиллерией всех калибров, вплоть до самых крупных. Это свое образные плавучие крепо сти. Онф закреплены якоря ми в определенных местах. Плавучий форт хорошо защищен железобетонной броней, способной противо стоять самым тяжелым бом бам и снарядам».

■ «Для выброски парашют ного десанта самолету нужно пролететь над местом высадки. Гул моторов де маскирует приближение са молетов, и они попадают под огонь зенитных орудий и удар истребительной авиации. Планеры же, отце пившись от самолета-букси ровщика за 100—150 км от места посадки, совершенно бесшумно приближаются к цели.

Вместо колесного шасси планеры снабжены длинной и широкой лыжей. Это поз воляет легко приземлиться на любое поле, посевы, ши рокую дорогу и т. д.».

■ «...Один швейцарский ин женер предложил новый способ защиты предприятий от нападений с воздуха. По его проектам самолетостроительной компанией «Пилат» сооружено несколько «убирающихся» заводов. Заводские здания распо ложены попарно У склона горы. Они опираются мно жеством роликов на пять рядов массивных рельсов. В случае воздушной тревоги дежурный механик включает рубильник, и корпуса, плавно тронувшись с места, вдвигаются в гроты, выби тые для них в скале. Даже низко летящий самолет не обнаружит признаков завода. Единственный выходящий наружу фасад тщательно камуфлирован под скалу, а рельсы закрыты раскрашенными матами.

...Вдвинутые в гору здания немедленно присоединяются к электрической и водопроводной сетям, одновременно включаются вентиляторы, забирающие чистый воздух из надежного места, и работа продолжается. При химическом нападении подаваемый в помещение воздух пропускается через фильтры, которые поглощают отравляющие вещества. А избыточное давление, создаваемое внутри корпуса, не дает газам проникнуть сквозь щели».

ЧЕТВЕРИКИ, СТЯГИ, ОСЬМИНЫ, РОГОЖИ

Вплоть до XVII века весовые меры на Руси употреблялись весьма ограниченно. С помощью весовых единиц исчислялись в XVI веке, пожалуй, только масло, конопля, сало, мед и некоторые другие товары.

Вместо весовых широко применялись меры вместимости. Рожь, овес, ячмень, лук, мелкую рыбу, известь измеряли четвертями, осьминами, четвериками. Четверть равнялась 2 осьминам, 8 четверикам. В конце XVII века четверть соответствовала 8 пудам, отсюда осьмина — 4 пудам, четверик — 1 пуду. Единицами измерения соли были рогожа (около 18—25 пудов). пошев (около 15 пудов), мех (до 7 пудов). Мясо исчислялось стягами, полтями, тушами, сено — возами, копнами, стогами, острамками, необмолоченный хлеб — сотиицами и овинами, рыба — возами, бочками, властями, прутами, звеньями, металл — крицами, полицами и прутами.

Все перечисленные единицы измерения — общеупотребительные меры Московского государства.

Кроме общеупотребительных единиц измерения, на местах в то время были в ходу сохранившиеся от далекого прошлого местные меры.

Так, в Новгороде Великом зерно измеряли не общеупотребительными четвеотя-

ми, а коробьями, в Пскове — зобнямн; в Белозерском уезде вместе с четвериком использовалась одинаковая по величине единица измерения — мален-ка, в Вологодском уезде — лукошко. Единицей измерения соли в Пермском крае был сапец, в Новгородских землях — луб и сугреб, в Двинском уезде— пуз. Местными единицами измерения сена в Белозерье были волочуга и провозок.

С течением времени большая часть этих старых мер объема выпадает из обращения, ибо все перечисленные выше товары начинают измеряться весовыми единицами (сначала пудами, фунтами или большими гривенками, малыми гривенками, золотниками, почками; потом граммами, килограммами, центнерами, тоннами).

Процесс замены мер объема мерами веса на Руси затянулся, и еще в первой половине XX века продолжали использоваться некоторые старые единицы вместимости. Пережитком старых единиц измерения остался осьмииный мешок. Сено тоже предпочитали продавать возами, стогами, необмолоченный хлеб — овинами.

Однако самой устойчивой и распространенной оказалась старая единица вместимости — мера ( « 1 пуд). Она так прочно вошла в

широкий обиход, что с помощью ее измерялись, а иногда измеряются и теперь не только зерно, но и вообще сыпучие тела.

Какова история этого ело-

ВаВ XVI-XVII веках слово «мера» не было общеупотребительной единицей измерения сыпучих тел. В этот период оно употреблялось со значением «сосуд для измерения сыпучих тел». С таким значением термин часто встречается в распоряжениях Московского правительства.

Стремясь сделать меры сыпучих тел во всех самых отдаленных районах Московского государства одинаковыми, правительство' время от времени рассылало образцы мер, то есть медные сосуды, по которым на местах делались деревянные копии.

Однако в это же время на севере в городах, расположенных по Северной Двине, слово «мера» означало не только сосуд для измерения, но и единицу емкости для сыпучих тел, то есть величину содержимого этого сосуда.

С 1679 года правительство начинает рассылать в качестве образца меры только медный четверик (вмещавший около пуда) ввиду несомненного превосходства его при торговых операциях. С этого времени слово «мера» стало обозначать единицу емкости сыпучих тел, равную пуду.

Ю. ЧАЙКИНА

г. Череповец

„Фальстаф"— новая единица измерения

Германского ученого Не-рнста очень раздражал обычай называть единицы измерения физичесних величин именами ученых. Когда в научный обиход был введен термин «герц», Нерст язвительно заявил: «Я тоже предлагаю новую единицу для измерения скорости перехода жидкости из одного сосуда в другой. Ее размерность — литр в секунду, а название — «Фальстаф», в честь знаменитого шекспировского персонажа — великого мастера по части вливания в себя доброго английского эля».

©Ш

Тут все дело в песне

Один из приятелей аме-

§иканского изобретателя . Томсона как-то раз досаждал ему рассуждениями о том, что далекому предку человека в борьбе за существование был крайне необходим третий глаз на затылке. «Как вы думаете, почему столь жизненно важный орган не получил развития?»

«Этому только одна причина, — быстро нашелся Томсон. — Если бы такой глаз у нашего далекого предка был, то как он мог бы спать по ночам? Ведь третий глаз все время забивался бы песком».

59