Техника - молодёжи 1971-08, страница 65О. ФРАНЦЕВ заместитель председатели Комитета спортивной под* од ной стрельбч ФПС СССР СХВАТКА Космонавт Борис Егоров с добычей: два катрана и скат. П оздним вечером у меня на квартире раздался теле-■ ■ фонный звонок. — Говорят из Украинской академии наук. В Крыму снимается фильм о подводной охоте. Приглашаем вас и космонавта Егорова принять в нем участие. — А в какой роли? — В роли охотников на катранов — черноморских акул. Что ж, предложение неожиданное, но заманчивое. И мы с Борисом Егоровым вылетели в Керчь. В мере вышли под утро. Часа через два достигли цели — песчаной отмели у входа в Керченский пролив со стороны Черного моря. Первыми под воду ушлн опе-раторы-аквалангисты Борис Семенов и Игорь Недуж-ко. Через несколько минут Игорь появился на поверхности и, вынув загубник нзо рта, прокричал: — Акулы на месте! Ждем Егорова! Сжимая в руке новенькое пневматическое ружье, Борис шагнул за борт. Следом прыгнул киевский студент Сергей Донченко. Никто не мог ручаться за исход поединка, ведь даже загарпуненная акула может нанести серьезные раны. Но все обошлось благополучно. Прошло немного времени, и десятки рук втянули на борт сначала акулу, а затем и Егорова. Борис был цел и невредим. Этим он во многом обязан своему на редкость удачному выстрелу, который сразил катрана наповал. А между тем 180-сантиметровый морской хищник весил не меньше охотника. Я просил подробно рассказать о поединке, но оказалось, что подробностей не было: Борис наткнулся на одиночного катрана и сразу же выстрелил. Это не очень устраивало кинооператоров. Они потребовали отснять дубль. Немного отдохнув, участники съемки вновь попрыгали за борт. На этот раз поиски не увенчались успехом, но Егоров вышел из воды не с пустыми руками; подстрелил здоровенного ската. Вот как это произошло. Скат лежал неподвижно, зарывшись в песок. Егоров приготовился к выстрелу. Включили кинокамеры. Но тут опасная рыба стала действовать не по намеченному сценарию: рывком оторвавшись от дна, она начала кружить над операторами, махать крыльями и ожесточенно бить своим страшным МАТШАГГШЛК СТРАНИЧКА 1 САМЫЕ ХИТРОУМНЫЕ Механические головоломки нередко бывают чрезвычайно интересными с математической точки зрения, и это побуждает многих любителей эаннматель- ИЗ ИЗОБРЕТАТЕЛЕН ной математики коллекционировать их. Насколько мне известно, самую крупную коллекцию, состоящую более чем из 2 тыс. головоломок, собрал некий JI. Граймс. Хотя до сих пор еще не написано истории головоломок, не приходится сомневаться в том, что самая древняя механическая головоломка — это тан-грамма, изобретенная в Китае. Правда, само название — тан-грамма — в Китае неизвестно. Его, по-видимому, придумал американский или английский фабрикант игрушек в начале XIX века. Во всяком случае, именно в XIX столетии эта игра распространилась в Западной Европе, и, как говорят, сам Наполеон, находившийся в изгнании, весьма увлекался новомодной забавой. Чтобы понять секрет успеха этой головоломки, надо разрезать квадрат из плотного картона на таны так, как показано на рисунке 1. Суть задания со- М. ГАРДНЕР стоит в том, чтобы, использу! все семь танов, сложить тан-грамму — ту или иную геометрическую фигуру: треугольник, прямоугольник, пятиугольник и т. д. Смешные фигурки из танов, показанные на рисунке, приведены для того, чтобы продемонстрировать возможности, таящиеся в головоломке. Таиграммы дали повод для весьма нетривиальных математических исследований. Положим, вы хотите найти все мыслимые выпуклые многоугольники, которые можно сложить из семи танов. Действуя методом проб и ошибок, вы можете построить несколько таких многоугольников, но как доказать, что исчерпаны все возможности? Поставив перед собой эту задачу, два китайских математика в 1040-х годах дали стро гое доказательство: из семи танов можно сложить тринадцать выпуклых многоугольников: один треугольник, шесть четырехугольников, два пятиугольника и четыре шестиугольника. Другая механическая головоломка, истоки которой уходят в седую древность, изображена на рисунке 2. Каково минимальное количество ходов, нужное для того, чтобы поменять местами все черные и белые фишки? Каждый ход — это или переход на близлежащее свободное поле, иХи серия перескоков через «свои» и «чужие» фишки, причем диагональные передвижения не допускаются. Пока за эту задачу не взялся |