Техника - молодёжи 1971-09, страница 39

Техника - молодёжи 1971-09, страница 39

стирающейся при поцелуе, не давал, покоя его конкурентам. Однажды, когда он начал подготовку к выпуску новой ароматной эмульсии, в продажу, к его удивлению, поступил товар, состав, коммерческое название, упаковка и даже форма флакона которого говорили о полном совпадении с идеями Бишопа. Король косметики вынужден был отказаться от производства этой партии продукции. Подобные факты повторялись на протяжении 15 месяцев. Любой проект Бишопа становился известным, окончательно дорабатывался его конкурентом до того, как тот успевал выпустить новую лродукцию в продажу.

Хазель Бишоп вынужден был обратиться за помощью к Бернарду Бейтс Шпинделю, которого и до сих пор считают в США мастером промышленного шпионажа, самым изобретательным умом в области создания электронной аппаратуры подслушивания. В список его клиентов входят члены американского правительства (он служит как эксперт и советчик), диктаторы Южной Америки (Трухильо) и даже мафия. Совместно со своей женой Барбарой Бернард Шпиндель основал предприятие, на котором большими партиями создаются аппараты подслушивания.

Несмотря на богатство Шпинделя, у него достаточно врагов. Даже среди членов правительства своей страны. Многие из его клиентов имеют дело с государственной казной, с уголовной полицией и с тем и с другим. С одной стороны, Б. Шпиндель — специалист

по обнаружению аппаратов подслушивания, установленных агентами правительства, а с другой — он же использует их против своих клиентов. Более того, Шпиндель открыл школу, куда приходят знакомиться с последними достижениями техники целые группы полицейских. В этой школе они узнают, что прозрачный лак с успехом заменяет вчерашние металлические провода. Современным микрофоном может быть обыкновенная пепельница из кварца, вибрирующая при малейшем звуке человеческого голоса. Посланный извне радиоэлектронный сигнал после устранения шумовых- помех дает возможность услышать любую беседу.

Именно при встрече со Шпинделем Хазелю Бишопу стало известно, что служебные помещения, лаборатории, складские помещения, его личная квартира и квартиры его сотрудников «прослушиваются». Чтобы отыскать микроаппаратуру и тех, кто ею пользуется, Бишоп нанял «эксперта по вопросам электроники», нью-йоркского детектива Джона Гриса.

Грис действительно нашел множество микропередатчиков. Даже в туалетных комнатах, где свободно обменивались мнениями сотрудники различных отделов.

Несмотря на то, что аппаратура была. уничтожена, конкурент Хазеля Бишопа продолжал получать сведения. В течение последующих месяцев тот же Грис находил более совершенную аппаратуру, изготовленную уже не из металла, а из пластика и керамики.

Орудия промышленного шпионажа. Эти микроустройства могут работать в течение 200 часов от одной батарейки, спрятанной в раме картины, в циферблате часов и т. п. Крошечные магнитофоны встраиваются в самые разные коробки, пачки сигарет, в стетоскоп терапевта. Авторучка или мужская запонка может превратиться в микрофон.

Разумеется, трудно было доказать причастность к этому делу служащих Хазеля Бишопа. Косметический магнат, к своему несчастью, узнал главное: тот, кто устанавливал электронную аппаратуру подслушивания на его предприятии, и тот, кому было поручено обнаружить ее, был... сам Грис.

Правда, это дело не принесло удачи скромному нью-йоркскому детективу. Через несколько недель он внезапно умер. Полиция констатировала самоубийство. Но убытки Хазеля Бишопа к этому времени составили уже

30 млн. долларов...

Промышленный шпионаж в его современной форме зародился не так давно, и ни в одной стране еще нет законов, которые бы боролись с ним. Более того, жертва этого шпионажа, какая-нибудь американская фирма, может лишь скомпрометировать себя и потерять доверие своих акционеров, обратившись в полицию. Итак, промышленный шпионаж расцветает. За пять последних лет в Соединенных Штатах создано более тысячи предприятий для борьбы и предупреждения шпионажа в промышленности.

Однако помешать его распространению очень трудно.

Если бы американские предприниматели захотели помешать промышленному шпионажу на своих предприятиях, им было бы необходимо уволить тех, кто любит деньги, комфорт, игру в карты, женщин и стремится занять на иерархической лестнице положение позавидней. Иначе говоря, карьеристов. Кроме того, бедность, неравенство также способствуют подкупу служащих, работающих продолжительное время на скромной должности.

Хотя и нет официальной статистики, да она и невозможна, американские журналисты полагают, что в результате промышленного шпионажа капиталисты вынуждены тратить ежегодно около 2 млрд. долл. на содержание двухсоттысячной армии специалистов по шпионажу.

Распространение шпионажа обязано прежде всего техническому прогрессу. И если в результате развития электроники люди смогли достичь Луны и высадиться на ней, то в условиях капитализма электроника способствовала окончательному преодолению барьера секретности.

Секретов больше нет! Спокойствие промышленных акул нарушила та же самая техника, что служит и средством их обогащения.

36