Техника - молодёжи 1971-12, страница 25

Техника - молодёжи 1971-12, страница 25

Лотарингия — угольный бассейн, удивительно схожий по своей геологии с Кузбассом. И там, во Франции, и у нас, в Западной Сибири, в предгорьях живописнейшей Шории, пронизывают толщу земли мощные крутопадающие пласты ценнейшего коксующегося угля. А как известно, круче залегает пласт — сложнее добыча «черного золота». И тем не менее французская шахта «Мерлебах», одна из крупнейших в Западной Европе, ежесуточно выдает на-гора до 18 тыс. т товарного угля. Цифра весьма внушительная, да еще подкрепленная немаловажным параметром — высокой выработкой (5 т), приходящейся на каждого подземного рабочего.

Еше в 50-е годы шахта «Мерле-бах» считалась заурядной и по методам добычи, и по производственным показателям. Работа велась в двух забоях, по обе стороны от колодца, принимающего для дальнейшей транспортировки отбитый уголь и несколько необычно именуемого «углеспускной печью». Царствовал здесь (впрочем, как и повсюду) буро-взрывной способ добычи. Бурильщики просверливали в залежи множество отверстий — шпуров. В них укладывалась взрывчатка. Ее заделывали специальной закладкой — заранее приготовленными стержнями. По забою тянулась к взрывной машинке электропроводка. Люди прятались в укрытия, унося с собой все, что могло быть повреждено. Взрыв! Погрузчик типа «утиный нос» переносил куски отбитого угля на качающийся конвейер с пневматическим поршневым приводом. Крепь была деревянной — ненадежной и дорогой.

Наступил канун следующего десятилетия, а с ним и всеобщая мода на гидравлический способ добычи. Не миновала она и французов. Все надежды возложили тогда на мощные гидромониторы, извергающие под давлением в сотни атмосфер всесокрушающие водяные струи. Гидромониторы должны были вести ускоренную отбойку угля, а другие машины — углесосы — перекачивать водо-угольную смесь на поверхность.

Увы! Создание эффективного гидрооборудования затянулось на долгие годы. Вновь восторжествовал проверенный десятилетиями «сухой» способ. Но... гидравлика отступила, да не сгинула. На шахте «Мерлебах» она лишь обрела новую специальность. Одно из непреложных горняцких правил гласит: «Пройденная выработка должна обрушаться». Так убивают сразу двух зайцев: экономят дефицитную крепь и обеспечивают безопасность шахтеров. В Лотаринг-ском же бассейне пришлось сделать исключение из этого правила. Тому немало причин. Участились случаи прорыва подземных вод. Но если бы только вода угрожала горнякам! При обрушениях активно выделялся метан — самый страшный враг, грозящий взрывами и отравлениями. Кроме того, не нужно забывать, что значительная часть угольного бассейна расположена под промышленным районом — возможная просадка грунта привела бы к катастрофическим последствиям. Французские специалисты вынуждены были искать выход, и они его нашли, предложив способ «гидрозакладки».

Уголь, как и раньше, добывается снизу вверх: от основания пласта («утопленного» в недрах земли на сотни метров) до самой его вершины. Однако теперь на месте прежних нескольких участков или горизонтов располагается всего лишь один, и пройденная выработка не обрушивается, а заполняется песком. Месторождение — песчано-угольный «бутерброд» — в конце концов превращается в единый массив пустой породы. Вогезские песчаники, которыми чрезвычайно богата Лотарингия, стали «заместителями» угольной начинки.

Познакомимся с «технологическим процессом».

Карьер... Экскаваторы грузят вывороченные взрывом глыбы песчаника на конвейерные ленты. Они протянулись к бункерному складу, рядом с которым готовят пульпу — водо-песчаную смесь. Ее-то и гонят мощными насосами вниз, к очистным выработкам. Шахтеры со своей техникой размещаются на песчаной подушке, периодически утолщающейся; по сторонам от них — окружающие угольный пласт породы, а сверху нависает сам пласт. Но мы несколько опередили события. Вернемся к пульпе. Она направляется в одно из крыльев забоя, нуждающееся в «гидрозакладке», правое или левое, в зависимости от того, какое из них выработано. Люди покидают это крыло, уводят с собой комбайн и другие механизмы в противоположное крыло, Поставив перекидной мост «на попа», они преграждают путь пульпе к углеспускной печи, превращают покинутую выработку в замк

нутую емкость. В забое остается лишь понтон, на нем — жестко закрепленный скребковый конвейер. Махина плавает по пульпе, ожидая своего часа. Постепенно песок осаждается и уплотняется, а осветленная вода перекачивается на поверхность для приготовления новой порции смеси. Едва песок подсохнет, как перекидной мост опускают, и по нему на понтон взбирается комбайн. Он тут же принимается за дело — выгрызает «кровлю» (верхнюю часть выработки) режущими зубцами широкого барабана. Приводится в действие эта машина гидродвигателями, а передвигается с помощью цепных кабестанов, скользя по направляющим понтона.

«Хорошо, — скажет бывалый шахтер, — ползабоя, или, выражаясь профессионально, «почву», мы подтянули к «кровле». Но ведь «кровля» в крепеже. Куда его денешь?» И вот как была решена проблема. Рабочие-крепильщики, устроившись на крыше комбайна, монтируют металлический верхняк, закрепляют в пласте анкерные штанги, обмазанные быст-росхватывающей- синтетической смолой. А впереди комбайна, в месте отбойки, крепеж непрерывно демонтируется. Раньше, когда крепь была деревянной, а пласт удерживался от обрушения с помощью «расстрелов» — балок, устанавливаемых через определенные расстояния между «кровлей» и «почвой», подобная операция была попросту невозможна. В дальнейшем французские инженеры намерены создать механизированную шагающую крепь, перемещающуюся снизу вверх.

Комбайн снует из одного конца выработки в другой, словно челнок на ткацком станке. Почти вертикальные (крутизна больше 70°) угольные пласты шириной до 4 м срезаются горизонтальными слоями. По мере добычи угля крылья забоя постепенно приближаются к поверхности. А уг-леспускная печь, естественно, становится все глубже. Остальные элементы шахты традиционны. Из печи уголь попадает в проложенные параллельно поверхности туннели — квершлаги, соединенные с откаточными штреками (название несколько архаичное, оставшееся еще со времен коногонов). Мощные скребковые или ленточные конвейеры доставляют ценный продукт до главной артерии шахты — центрального ствола с грузовыми клетями.

Такова схема добычи угля на французской шахте «Мерлебах». Ее неоспоримое достоинство в том, что становится возможной полная выработка пласта.

Литературная обработка инженера Л. РОДЗИНСКОГО

23