Техника - молодёжи 1971-12, страница 57

Техника - молодёжи 1971-12, страница 57

Антииспанская кампания в США принимала самые разнообразные формы — от призывов к войне до сбора средств для бедствующего населения Кубы.

Тем временем на Кубе произошло событие, которое сразу же использовали в своих интересах США. 12 января 1898 года пять тысяч сторонников испанского колониализма устроили на острове демонстрацию. Она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на события на острове, но Соединенные Штаты среагировали на нее молниеносно — объявили демонстрацию «угрозой» в свой адрес и отправили к берегам Кубы отряд военных кораблей: «Нью-Йорк», «Индиану», «Массачусетс» и «Айову».

Америка была готова к войне, оставалось только найти повод.

24 января морской министр США объявил о предстоящем визите на Кубу броненосного крейсера «Мэн».

Американцы настолько торопили события, что не стали ждать официального согласия испанского правительства на этот «дружественный визит». 25 января форт Морро салютовал «Мэну», медленно входившему в бухту Гаваны. Единственное, что оставалось испанскому правительству, — позаботиться, хотя бы внешне, о престиже. Через два дня Мадрид неохотно объявил об ответном визите, и испанский крейсер «Бис-кайя» отправился в Нью-Йорк.

Не прошло и двух недель, как «Мэн» погиб на рейде Гаваны от загадочного взрыва.

возможность установить истинную причину взрыва, а корму отбуксировали в открытое море и затопили на глубине 1200 метров.

Причины гибели «Мэна» неизвестны до сих пор. Неизвестны и виновники катастрофы, хотя, вполне возможно, ответ на все вопросы могут дать архивы США, где хранятся все материалы расследований. Но эти материалы пока еще не были опубликованы, и вряд ли их обнародуют в ближайшее время — в Америке еще свежа память о скандале, связанном с публикацией документов о подготовке войны в Индокитае.

Общеизвестно, что единственное лицо, заинтересованное в том, чтобы всеми силами и средствами помешать объективному расследованию какого-то события, тем более катастрофы, — ее виновник.

«Мы отказали кому-либо, кроме нас самих, изучить доказательства, — писал о трагедии «Мэна» американский историк Адаме, — а затем уничтожили их». Его слова достаточно ясно указывают истинного виновника загадочного взрыва 15 февраля 1898 года, взрыва, который вызвал испано-американскую войну.

КОНТРАСТЫ

ЖЮЛЯ ВЕРНА

В. ОРЛОВ

Даже во времена половодья научной фантастики небезынтересно возвращаться к творчеству «отцов жанра». Свой первый роман — «Пять недель на воздушном шаре» — Жюль Верн опубликовал в 1863 году, последний — «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» — в 1910 году. Более шестидесяти лет любители фантастики, перелистывая страницы сочинений плодовитейшего из авторов, сверяют его пророчества с жизнью. И что же, оказывается, Жюль Верн не устарел!

Многие предсказания французского писателя сбывались одно за другим. Вот лишь некоторые — они представлены на 3-й странице обложки. Подводная лодка с двойным корпусом, скафандры для пребывания под водой, автоматические ружья — все это уже стало обычным. «Фульгуратор», боевой ракетный снаряд на твердом топливе, предстал в образе реактивного миномета, знаменитой «катюши». Вертолеты, летающие со скоростью 200 км/час и поднимающиеся на высоту более 8 км, — есть теперь и такие. Электромобили испытываются один за другим, «доводятся до кондиции». Летательный аппарат, получающий энергию на расстоянии, проектируется (см. «Техника — молодежи» №7 за 1969 год).

А разрушение материалов электрической искрой, силовой руль для морских судов, добыча электроэнергии из океана за счет температурных перепадов, небьющееся стекло, лампы холодного света, хирургическая трансплантация? В современной Жюлю Верну «серьезной» литературе нет и намеков на подобные идеи. Ныне они или техническая повседневность, или предметы эксперимента.

Самыми дерзновенными своими предсказаниями фантаст опережает и наше время. Рудники и плантации на морском дне, поиски затонувших городов, аккумулирование летнего тепла, использование блуждающих токов земной коры, управление погодой и многие другие задачи крупного масштаба — это все впереди.

Конечно, у писателя можно найти проекты, которым никогда не суждено осуществиться. Не отодвигая Жюля Верна в прошлое и не подтягивая его идеи к современности или обозримому будущему, постараемся понять «технологию» формирования его предсказаний.

В романе «Плавучий остров» (1895 г.) говорится о связи корабля с берегом по кабелю. Там же находим описание телевизора. Что это, дерзкий скачок к идее беспроволочной связи? Увы, нет, лишь модификация представленного в том же романе фототелеграфа. Правда, и фототелеграф появился только в 1920 году. Как бы то ни было, радио было камнем преткновения для фантаста даже в год изобретательского триумфа А. Попова. Как и Альбер Роб и да, написавший роман «Двадцатое столетие. Электрическая жизнь» (см. статью в № 8 журнала за этот год), Жюль Верн загипнотизирован успехами электроэнергетики.

Всемирно известна пушка, пославшая пилотируемый снаряд на Луну. Писатель будто следовал технической моде. Но модой нельзя объяснить описание химической регенерации воздуха в кабине снаряда.

Чем дальше, тем больше загадок. Фантаст уверяет, что ядро Земли холодное, и в то же время пророчески пишет о вулканизме на Луне (напомним: выводы пулковского астронома Н. Козырева о лунных вулканах недавно занесены в Государственный реестр открытий СССР).

Жюль Верн увлечен сомнительной идеей о передаче мысли на расстояние и... предсказывает появление «электрического мозга» — быстродействующих вычислительных машин. Писатель порой настолько заблуждается, что доходит до абсурда, отрицая закон сохранения энергии (роман «Погоня за метеором», 1908 г.). Однако в другой книге — «Вверх дном» (1889 г.) — он говорит о возможности использовать энергию приливов и внутреннего тепла Земли, а также о «средствах, уничтожающих целые армии на любом расстоянии». И снова мы сталкиваемся с поразительными пророчествами.

Фантаст делает ошибки там, где правильное предсказание, казалось бы, уже обеспечено наукой его времени. Порой его воображение пленяли малодостоверные гипотезы. Завихрений было немало даже в головах ученых: в физике шла ломка устоявшихся научных понятий.

Но некоторые вещи просто не поддаются пониманию. Как можно было в 1910 году предсказать сверхпроводимость, когда в самой науке год спустя это открытие явилось пол-

(Окончание на стр. 64)

53