Техника - молодёжи 1972-02, страница 33

Техника - молодёжи 1972-02, страница 33

ДАВАЙТЕ СПУСТИМСЯ С НЕБЕС...

Среди праздных олимпийских богов, тративших свое время на пиршества и ничем не оправданное вмешательство в людские дела, Гефест составлял удивительное исключение. Это был странный бог. Наскоро опрокинув бутылочку нектара и закусив амброзией, божественный кузнец, прихрамывая, спешил в свою мастерскую. Засучив рукава, брал тяжелый молот и в поте лица с увлечением выковывал такие прекрасные вещи, как знаменитый щит Ахнлла. Руками Гефеста были сделаны орудия, которыми пользовались его олимпийские коллеги: трезубец Посейдона, лук Аполлона, солнечная колесница Гелиоса.

От античных времен нас отделяют тысячелетия. Ныне допотопная мифологическая кузница сменилась домнами, мартенами и конверторами; раскаленные стальные реки извиваются в валках прокатных станов. Эти верные помощники человека выполняют работу, которая была бы явно не под силу даже трудолюбивому сыну Зевса.

Но если современные металлурги и обходятся без божественной силы, то не прочь привлечь на свою сторону «великого джинна XX века» — могущественный атом.

В журнале «Техника — молодежи» (Ne 3 за 1971 год) уже рассказывалось о проектах использования атомной энергии для прямого, бездоменного получения железа из руд. Даже приводился очень заманчивый способ выплавки стали с помощью управляемой ядерной реакции, протекающей в пластах руды.

Однако широкое применение этих прогрессивных методов — дело отдаленного будущего. Нас же интересует конкретный вопрос: что будет через 10—15 лет, как изменятся традиционные металлургические процессы?

Домну хоронить ой как рано! Все промышленные страны и сейчас, в 70-х годах, строят доменные печи все большей и большей мощности. У нас, например, проектируется печь объемом в 5 тыс. м31 Как отметил А. Н. Косыгин в своем докладе на XXIV съезде КПСС, этот гигант должен войти в строй в конце нынешней пятилетки. Такие печи проживут еще очень долго и, очевидно, будут выпускать металл и в начале XXI века — века безраздельного господства атомной энергии.

Так давайте же спустимся с небес на землю и подумаем, как скооперировать атомный реактор с металлургическим заводом в его современном виде. При этом, конечно, постараемся не быть консерваторами. Если в будущем появится какой-нибудь пер

спективный и удобный в эксплуатации агрегат с более совершенным технологическим процессом, мы с удовольствием включим его в наш атомно-ме-таллургический комплекс.

КРОХИ НА АТОМНОМ ПИРУ

Чем же привлекает атомная энергия металлургов? Почему в ряде стран целые исследовательские центры приступили к экономической оценке и прямому проектированию атом-но-металлургического комбината будущего?

Современные источники энергии — уголь н природный газ — обычно расположены далеко от залежей железной руды. Прн выборе места для нового металлургического завода проектанты находятся как бы между двух огней. Приходится заведомо идти на жертвы: размещая завод возле рудников, тратить большие средства на транспортировку топлива.

В таком положении оказались например, в 30-х годах создатели Магнитогорского металлургического комбината. Расположенный вблизи богатейших запасов железной руды, комбинат вынужден был ввозить уголь нз Кузбасса, за тысячи километров.

А реактор нетрудно установить рядом с заводом. Поэтому рано нли поздно металлурги должны приступить к использованию ядерной энергии.

Пока существует лишь несколько точек соприкосновения металлургии и атомной техники. Радиоактивные изотопы («меченые атомы») применяются для контроля и изучения некоторых технологических процессов. Двигаясь вместе с шихтой в доменной печи или внутри прокатываемого стального листа, каждый излучающий атом, как маяк, сообщает о своем

местопребывании. Словно овчарка, идущая по следу, счетчик радиации легко прослеживает их движение. Советские ученые еще в 50-х годах с помощью такого способа изучили причины появления в стали неметаллических загрязнений В шлак, плавающий в изложнице над расплавом, ввели радиоактивный изотоп церия (Се 141). Через некоторое время, после затвердения слитка, счетчики обнаружили радиоактивность в его донной части. Значит, вредные частицы шлака сумели проникнуть глубоко внутрь металла.

Интересны и другие способы использования радиации. Если направить гамма-лучи на раскаленную стальную болванку, то в местах, где есть пустоты, к дефектоскопу прорвется более плотный пучок. Или вот еще пример. Над движущейся тонкой металлической полосой установлен излучатель. По величине пучка, проникшего по другую ее сторону, можно судить о толщине листа.

А нейтроны — эти «спички», зажигающие атомный огонь, оказывает-' ся, неоценимы при измерении влажности доменной шихты. До недавнего времени ее определяли в прямом смысле на ощупь: рабочий брал в кулак горсть шихты и выжимал воду. На помощь пришел нейтронный влагомер. При столкновении с атомами водорода, входящими в состав мокрой руды, быстрые нейтроны замедляются, теряя свою кинетическую энергию. Чем влажнее шихта, тем больше замедленных нейтронов. Это фиксируется прибором.

Как видите, металлурги уже много лет пользуются услугами атома. Однако им достаются лишь крохи на великом атомном пиру. И коль металлургия выпускает специальные сплавы для строительства атомных реакторов, пора и ей самой «погреться» у этих котлов.

старший инженер Украине! ого чнст«т>ч1 по проектированию металлургически! здигдо i |г. Днепропетровск)